10.12.2019 21:03

Особенности регулирования искусственных и естественных монополий в России

Особенности регулирования искусственных и естественных монополий в России

Система антимонопольного регулирования в России формируется с учетом зарубежного опыта, но имеет и ряд существенных особенностей: высокая степень монополизации российского рынка, и монополистическая деятельность не только хозяйствующих субъектов, но и государственных органов и органов местного самоуправления Главная цель антимонопольной политики - пресечение монополистических злоупотреблений. При этом по отношению к естественным и искусственным монополиям эти цели достигаются различными методами. Цель данной работы - изучение особенностей методов антимонопольного регулирования в отношении естественных и искусственных монополий.

Российским законодательством установлено, что предприятие является монополистом, если его доля на рынке превышает 35%. Согласно данным ФАС, в 2013 г. доля предприятий - монополистов составила 0,4% от общего числа хозяйствующих субъектов.

В Республике Карелия доминирующее положение (свыше 65%) имеют 11 хозяйствующих субъектов (ОАО «Карельская сбытовая компания», ОАО «Карелгаз», ФГУП «Почта России, ОАО «Славмо», ОАО «Кондопога»)

В отношении естественных монополий антимонопольное регулирование осуществляется в основном путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен и реформирования структуры естественных монополий.

Например, в ходе реформирования крупнейшего российского монополиста РАО «ЕЭС России» произошла децентрализация, но полностью рыночной отрасль не стала. Не достигнута пока и главная цель - снижение тарифов для потребителей.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, разрушение уже сложившихся, пресечение монополистических злоупотреблений. Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка: концентрация очень большой доли рынка в руках одной фирмы или переплетение ведущей фирмы с конкурентами (картельные соглашения).

В системе российского антимонопольного регулирования основным показателем является доля оборота фирмы на конкретном рынке.

ФАС России регулярно осуществляет анализ рынков товаров и услуг, среди которых основное внимание уделяется рынкам авиаперевозок, телекоммуникаций, продовольственных и фармацевтических товаров, зерна, нефти и нефтепродуктов.

Примером искусственных монополий является рынок нефти и нефтепродуктов.

Результаты 5-летнего мониторинга показывают, что на долю группы вертикально-интегрированных нефтяных компаний (в число которых входят ОАО «Газпром нефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «НК «Роснефть» и др.) приходится 78% объема поставок нефтяного сырья на внутренний рынок, 92% оптовых поставок автомобильного бензина и 79% оптовых поставок дизельного топлива. В отношении указанных компаний были возбуждены уголовные дела по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке и наличия сговора и согласованных действий.

В качестве антимонопольных мер предусмотрены следующие:
• обязанность участия в биржевых торгах нефти и нефтепродуктов,
• установление минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефти и нефтепродуктов хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение - не менее 10% от объема реализации на внутреннем рынке России,
• утверждение критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты,
• установление обязанности регистрировать внебиржевые контракты с нефтью и нефтепродуктами.

Таким образом, предметом анализа в данной работе явились две важные для экономики России отрасли: электроэнергетика и топливно-энергетический комплекс. Монополизм этих отраслей оказывает существенное негативное влияние на экономику страны, так как ведет к росту издержек всех субъектов. Методы антимонопольного регулирования в этих отраслях имеет свои особенности. Регулирование искусственных монополий, к которым относится сфера поставок нефти и нефтепродуктов, осуществляется преимущественно административными методами и направлено на обеспечении доступа на рынок независимых участников. В отношении естественной монополии - электроэнергетики - используются как методы прямого экономического регулирования (ценообразование), так и административного (разделение монополии). При этом в обоих случаях монополистов понуждают к участию в торгах, открытых по составу участников. Также большая роль отводится административному контролю над монополизированными рынками со стороны государства.

Д. С. Потехина

Особенности регулирования искусственных и естественных монополий в России

Опубликовано 10.12.2019 21:03 | Просмотров: 2651 | Блог » RSS