21.11.2019 23:02

Особенности организации подготовки школьников к самостоятельной оценочной деятельности

Особенности организации подготовки школьников к самостоятельной оценочной деятельности

Согласно новым ФГОС одним из приоритетных направлений в образовании является определение системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам обучения.

Учитель может предложить школьникам наряду с обычным дневником использовать отдельный дневник для оценивания собственной работы на уроке и во внеурочной деятельности.

Существует 5 видов дневников: рефлексивный, заметочной, рейтинговый, электронный блог-дневник и родительский дневник-контролер.

Рефлексивный дневник - это один из способов выражения мыслей, возникших по ходу занятия и получения необходимых разъяснений и консультаций по пройденному материалу от учителя. К нетрадиционным способам ведения рефлексивного дневника можно отнести создание ментальной карты по теме урока или построение графика. Ментальная карта - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Она может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.

Заметочный дневник - это способ фиксации замечаний по выполненной работе. Заметочный дневник представляет собой таблицу с критериями. Каждый критерий обладает определенным весом, выраженным в процентах, и баллом, который присуждается ученику по каждому критерию.

Рейтинговый дневник - способ фиксации результатов внеурочной деятельности учащихся в виде баллов. Результаты рейтингового дневника могут приниматься во внимание при выставлении оценок за четверть и за год, особенно если оценка спорная. Рейтинговый дневник представляет собой таблицу, в которой отражены все виды внеурочной деятельности по предмету, результаты и план на следующую четверть, который ученик составляет под руководством учителя. Этот вид дневника положительно влияет на мотивацию школьника к учению, развивая механизмы волевой саморегуляции.

Электронный блог-дневник - электронный ресурс, позволяющий учащимся пройти этап общественной оценки самостоятельно. Электронный блог-дневник может применяться в тех случаях, когда ученик по причине болезни не смог предоставить свою работу.

Родительский дневник-контролер - способ общения учителя и родителей по вопросу успеваемости ребенка. Ввиду того, что многие родители проявляют интерес к учебной деятельности школьника, учитель может предложить им воспользоваться особым дневником для отслеживания успехов ученика.

Подводя итог, следует отметить, что дневник оценочной деятельности выполняет ряд важнейших функций, с которыми не справляется обычный дневник. Предложенный нами формат соответствует новым ФГОС и связан с формированием универсальных учебных действий. Следует отметить, что все выше перечисленные виды дневников имеют универсальный характер и могут применяться на любом школьном предмете. Учитель может использовать как отдельный вид дневника, так и все виды в комплексе. Ведение дневников позволяет стимулировать самостоятельность и ответственность, синхронизировать усилие учащихся и учителей и вовлекать родителей в учебный процесс. Все вышеизложенные достоинства ведения дневников позволяют достичь высоких результатов в обучении школьников.

О. В. Осипова

Особенности организации подготовки школьников к самостоятельной оценочной деятельности

Опубликовано 21.11.2019 23:02 | Просмотров: 375 | Блог » RSS