11.01.2023 11:15

Использование метода синергии при подборе противогололёдного состава для борьбы с зимней скользкостью.

Использование метода синергии при подборе противогололёдного состава для борьбы с зимней скользкостью.

Аннотация. Автором работы анализируются ныне используемые методики по борьбе с зимней скользкостью и предлагается комбинированное использование противогололёдных материалов для получения более эффективного результата. Так же в статье приведен пример доработки комбинированной дорожной машины для эффективного использования предлагаемых технологий.
Ключевые слова: реагент, гололед, соль, песок, КДМ, ГОСТ.

Закон синергии: любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности. При использовании методики синергии мы стремимся максимально использовать возможности кооперирования для достижения наилучшего результата.

Противогололедные материалы (ПГМ) - твердые (сыпучие) или жидкие дорожноэксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и улицах. Принцип работы противогололёдного реагента простой: реагент впитывает влагу изо льда, по мере насыщения водой кристаллы переходят в жидкость, нагреваются и растапливают замерзшие кристаллы. В большинстве своем реагенты состоят из различных солей – хлоридов, хлоратов, гидрохлоридов, которые начинают действовать при экстремальных температурах, причем действуют мгновенно.

Эффективность реагентов повышается за счет нескольких составляющих: антикоррозионных добавок; биофильных компонентов, которые улучшают качество почвы; ускоряющих добавок, которые действуют в условиях экстремальных температур; разрыхлителей.

Помимо солей, которые являются твердыми реагентами, используются их растворы, которые принято считать жидкими реагентами. Впервые технология жидких реагентов была использована в Европе, а сегодня она популярна и в России. Суть процесса заключается в том, что сухая соль увлажняется растворами на основе хлористого кальция, что повышает ее эффективность. Технология смачивания хороша тем, что: реагент равномерно распределяется по поверхности дороги. Адгезия состава и дорожного полотна становится лучше. Реагент остается на дороге и не уносится машинами, в отличие от твердых материалов, поэтому жидкие растворы целесообразно использовать на дороге с высокой интенсивностью. Использование жидкого реагента снижает солевую нагрузку на окружающую среду.

Снежный накат - это уплотненный слой снежной массы, способный гарантировать безопасное передвижение транспорта, увеличить срок службы асфальтобетонного покрытия, за счёт обеспечения теплоизоляции и уменьшения числа переходов через ноль и сокращения использования реагентов. Однако, согласно действующей в РФ нормативной базе, присутствие уплотненной снежной массы на проезжей части на дорогах высоких категорий не допускается, а срок снегоочистки и ликвидации зимней скользкости принимается в зависимости от категории дороги и значения содержания. В следствие этого зимнее содержание автодорог на территории Российской Федерации исполняется с абсолютным удалением снежных и ледяных отложений с проезжей части, а содержание дорог под снежным накатом используется лишь на муниципальных дорогах IV категории и на автозимниках.

Методика, которая выработана в ходе работы над этой статьей, предназначена для содержания дороги в снежном накате. Комбинированная дорожная машина с пескораспределителем дорабатывается термосом с жидким реагентом, подогретым до рабочей температуры на заводе. Машина проходит по участку дороги, распределяя жидкий реагент и песок одновременно. Подогретый реагент хорошо сцепляется со снежным накатом, но из-за слабой концентрации не растапливает его при низких температурах. Песок, который распределяется непосредственно на реагент впитывается в него, образуя на дороге шероховатую поверхность. Такое покрытие не позволит растаять снежному накату до наступления температур плавления реагента и сделает покрытие автомобильной дороги контролируемым для автомобилистов, так как сцепление шин с шероховатой поверхностью значительно выше.

Когда температура воздуха становится выше, чем может выдержать реагент, он растапливает снежный накат и тот легко очищается с дорожного покрытия уборочной техникой.

В заключении рассмотрим положительные стороны предлагаемого: срок эксплуатации дорожного покрытия значительно увеличивается за счет снижения циклов «замораживания-оттаивания»; дорожная одежда меньше подвергается воздействию тяжелой уборочной техники, следовательно, снижен риск образования колейности; снижаются расходы на уборку свежевыпавших осадков, так как они не повредят наш искусственно сформированный накат; снижается аварийность, так как сцепление шин с шероховатой поверхностью, возможно, окажется лучше сцепления шин с дорожным покрытием.

С отрицательными сторонами мы столкнемся только на стадии подбора и испытания жидких компонентов для состава, а также при первых эксплуатациях установленного термоса с жидким реагентом на КДМ.

Список литературы

1. ОДН. Требования к противогололедным материалам. Росавтодор Минтранса РФ, 2003.
2. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Минтранс РФ, 2003 г.
3. Инструкцию по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. ВСН 8-89. ГОСТ 8736-93. Песок для строительных работ. Технические условия.

И. В. Довыденко

Использование метода синергии при подборе противогололёдного состава для борьбы с зимней скользкостью.

Опубликовано 11.01.2023 11:15 | Просмотров: 202 | Блог » RSS