24.05.2023 17:04

Деловая игра «Консилиум» как форма активного обучения дисциплине «Технология социальной работы». Часть 2

Деловая игра «Консилиум» как форма активного обучения дисциплине «Технология социальной работы». Часть 2

Социальная работа представляет собой специфическую сферу практической деятельности, которая направлена на комплексное решение проблем различных категорий населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социальная работа призвана оказывать помощь и поддержку нуждающимся группам населения в адаптации к жизни в условиях постоянно-развивающегося общества. Для специалиста по социальной работе необходимо знание как теорий, концепций социальной работы, так и технологий, которые будут способствовать организации деятельности специалиста с получателями услуг. Именно этим обуславливается необходимость освоения будущими специалистами дисциплины «Технология социальной работы».

Использования деловой игры как формы активного обучения в дисциплине «Технология социальной работы» можно обосновать рядом причин. Во-первых, это привлекательная для студентов форма освоения новых знаний и умений. Во-вторых, данная форма дает обучающимся возможность применить полученные теоретические знания прямо на занятии под руководством преподавателя. В-третьих, она закладывает основу для развития навыков работы с различными ситуациями, тем самым развивает творческое мышление. В-четвертых, деловая игра подразумевает групповую работу, а это значит, что в учебном процессе будут задействованы исключительно все члены аудитории. В-пятых, часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте обучающихся, причем не только учебном.

Основная суть деловой игры «Консилиум» в рамках дисциплины «Технологии социальной работы» заключается в поиске и разработке решений специально сконструированных проблемных ситуаций (случаев). Ситуации имеют форму ситуационных задач, которые включают себя перечень условий и фактов, т. е. дают студенту определенную роль и задачу, которую ему нужно решить, применяя при этом творческий подход к учебной деятельности.

На подготовительном этапе преподаватель освещает особенности работы с неблагополучными семьями. В частности, затрагиваются следующие вопросы: институт семьи как социальная группа; факторы неблагополучия: низкий уровень жизни, алкоголизм, наркомания, родительская некомпетентность, педагогическая запущенность, девиантное поведение; основные направления социальной работы с семьями; психологическая, социальная и правовая помощь неблагополучными семьям; мультипрофессиональная команда – как форма помощи семье – группы риска; система социальных служб помощи и технологии их деятельности; медико-социальная, профилактическая и терапевтическая помощь проблемным семьям; индивидуальная и групповая терапия.

На подготовительном этапе также создаются ситуационные задачи. Подготовка осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. Источниками формирования ситуации могут быть художественная и публицистическая литература, которая, как правило, задает основную идею; статистические данные – они придают научность и строгость ситуации; научная литература (научные статьи, монографии и отчеты, посвященные проблеме алкоголизма и наркомании и т. д.), а также интернет – источники и реальные события из жизни. В данной практике используются ситуация в форме «ситуация – проблема» средней сложности.

Пример разработанной ситуационной задачи.
Несовершеннолетний N доставлен инспектором Подразделения по делам несовершеннолетних в Центр помощи детям. У ребенка грязная одежда, много ссадин на теле, ребенок не с кем не хочет идти на контакт. На вид ему около 10 лет. Необходимо выяснить причины помещения ребенка в Центр. На основе теоретических данных (технологий социальной работы и нормативно-правовых актов) решить задачу через заполнение определенных документов, которые используют в практике специалисты по социальной работе.

Этап проведения игры. Студентам предлагаются ситуационные задачи, для решения которых требуется взаимодействие субъектов социального обслуживания, социальной защиты. В игре-консилиум были определены следующие роли: специалист по социальной работе реабилитационного Центра помощи детям, представитель управления по вопросам семьи и детства (опека), представитель комиссии по делам несовершеннолетних, специалист подразделения по делам несовершеннолетних, социальной педагог образовательной организации, психолог Центра, родители. Каждый «специалист» должен действовать с позиций своей роли. Решение задач осуществляется в микрогруппах. Результаты работы в микрогруппах представляются группе.

Этап рефлексивно-оценочный. На данном этапе анализируются процесс поиска решений и результаты решения задач-ситуаций, уточняются решения, выявляются ошибки и затруднения.

Разработанная игра «Консилиум» была апробирована в работе со студентами 2 курса направления «Социальная работа». Наблюдения и результаты рефлексии показали следующее: студенты продемонстрировали высокую активность, заинтересованность как в реализации самой игры, так и при обсуждении результатов; показали высокий уровень использования законодательной системы в отношении несовершеннолетних. При групповом анализе было выяснено то, что студентам достаточно сложно использовать профессиональный язык.

Результаты апробации деловой игры «Консилиум» показали ее эффективность, позволяют предположить целесообразность дальнейшего внедрения игровых форм в практику подготовки специалистов социальной работы.

А.В. Курейкина

Деловая игра «Консилиум» как форма активного обучения дисциплине «Технология социальной работы». Часть 2

Опубликовано 24.05.2023 17:04 | Просмотров: 358 | Блог » RSS