11.01.2023 12:09
Биоэтические проблемы абортов
Аннотация. Автором анализируются философские, религиозные, медицинские и политические аспекты, формирующие отношение к искусственному прерыванию беременности.Решение проблемы абортов позволит уменьшить влияние эффектов, вызванных тотальным запретом абортов или же их чрезмерной доступностью.
Ключевые слова: искусственный аборт, философия, религия, биоэтические проблемы, статус плода, права женщины, зародыш, жизнь, смерть.
Искусственное прерывание беременности занимает место одной из главных проблем биоэтики, требующей безотлагательного решения. Так, по данным Всемирной Организации Здравоохранения в мире совершается до 25 млн небезопасных абортов, что составляет до 45% процентов от всех процедур прерывания беременности. Из них до 97% приходится на страны Африки и Латинской Америки, с традиционно жесткими антиабортными законами, а также Юго-Восточную Азию [3]. Мы убеждены, что адекватное осмысление проблемы абортов предполагает усилия не только медиков, юристов, политиков, но и философов, теологов. В самом деле, ведь прежде чем прийти к врачу, женщина решает такую фундаментальную проблему, как жизнь или смерть будущего человека, а это проблема моральная, то есть религиозно-философская. Рассмотрим два наиболее распространенных взгляда на моральный аспект проблемы абортов.
Противостояние абортам имеет долгую религиозную традицию. Этические воззрения, содержащиеся в церковных книгах, религиозных доктринах, осуждают аборт и приравнивают его к убийству. Изучение позиций основных мировых религий, показывает, что взгляды имеют градацию от крайне консервативных – в иудаизме, христианстве, католичестве, исламе, к более умеренным – в протестантизме и буддизме [5; 724-735].
Противоположная точка зрения, как правило, светская, связана с автономией личности как высшей и главной ценностью. Так, если обратиться к работе Жан-Поль Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм», то можно встретить утверждение, что существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире и только потом определяется [2; 319-344]. Другими словами, плод не имеет личностного статуса, поэтому аборт - это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться.
Попробуем критически взглянуть на обе позиции. По-видимому, едва ли разумно запрещать аборты, как явление, которое не укладывается в некую религиозную концепцию. Зачастую продвижением таких запретов занимаются люди, которые никогда не видели той ужасной нищеты, которая может иметь место в современном мире. В качестве примера здесь стоит привести пример Кении, где аборты разрешены только по исключительным показаниям, таким, как изнасилование, инцест или угроза жизни матери. В этой стране также крайне низкий уровень просветительской работы в отношении контрацепции. В итоге это приводит к тому, что на свет появляются никому не нужные дети, к тому, что каждая десятая девочка начинает торговать своим телом в возрасте 8-9 лет, а каждая третья девочка до 18 лет занимается проституцией, только чтобы заработать на еду [4]!
В то же время, однако, стоит помнить и об уязвимости позиции, отрицающей личностный статус плода. В отношении этой позиции встает трудный вопрос о той границе 187 внутриутробного развития, которая позволяет отрицать наличие личностного статуса плода, границы, после пересечения которой, принятие решения об аборте действительно приобретает моральный аспект. В качестве предельного срока допустимости осуществления искусственного прерывания беременности, без угрозы жизни матери или плода, целесообразно установить тот, который обусловливается детерминирующей силой вопроса о жизнеспособности плода с учетом возможностей, предоставляемых технологиями выхаживания недоношенных. На современном этапе развития медицины таковым "пределом" является установленный Всемирной Организацией Здравоохранения срок в 22 недели беременности, - следовательно, данный предел можно считать искомой границей. В связи с этим, целесообразно говорить о "правосубъектности" плода и, соответственно, рассматривать последний как личность с определенными правами, находящуюся под защитой закона.
Итак, в основе спора сторонников и противников аборта лежит по сути своей проблема природы и статуса человеческого эмбриона. Учитывая, что данная проблема зависит от мировоззренческих (религиозных, философских) позиций, она, по-видимому, будет всегда оставаться открытой. В этом контексте вспоминается мысль Махатма Ганди: «Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим» [1]. Вместе с тем, мы считаем, разумной позицию, согласно которой аборт – это вынужденная, крайняя мера. В государственном масштабе необходимо не запрещать аборты, а создавать такие условия, при которых решение о прерывании беременности было бы исключительным делом медицинских противопоказаний на ее продолжение. К сожалению, сегодня грамотность населения в вопросах противозачаточных средств и мер предотвращения нежелательной беременности низка. Аборт зачастую является единственным способом планирования семьи, поэтому необходимо исправлять подобную ситуацию, путем представления необходимой информации по этой теме как можно большему числу граждан. Кроме того Министерству Здравоохранения и государственным структурам территориального уровня необходимо создать все условия для развития сети учреждений планирования семьи на всех территориях Российской Федерации. Крайне важно, чтобы сегодняшняя "эпоха абортов" в нашей стране сменилась цивилизованным регулированием деторождения.
Список литературы
1. Ганди М. Моя жизнь. Моя вера/ М. Ганди. – М.: Азбука-Аттикус, 2016г. – 736 с.
2. Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. СартрМ.: Политиздат, 1990. - 398 с.
3. По оценкам, в мире ежегодно совершается 25 миллионов небезопасных абортов [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. – Электрон. ст. – Женева, 2017. Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2017/ unsafeabortions-worldwide/ru/, свободный. –Яз. рус. – (Дата обращения: 21.04.2018г.)
4. Секс за ланч: журналисты рассказали о детской проституции в Кении [Электронный ресурс] / РИА Новости. – Электрон. ст. – Россия, 2017. Режим доступа: https://ria.ru/world/20171018/1507096488.html, свободный. –Яз. рус. – (Дата обращения: 22.04.2018г.)
5. StephenG. Post. Encyclopedia of bioethics Vol 2/ Stephen G. Post. — USA: Library of Congress Cataloging-in-Publication Data. – 2003. – 3062 р.
В. А. Кузнецова
Опубликовано 11.01.2023 12:09 | Просмотров: 456 | Блог » RSS |