03.07.2019 11:00

Жизнь и творчество И. Е. Репина: впечатления от знакомства

Жизнь и творчество И. Е. Репина: впечатления от знакомства

Илья Ефимович Репин относится к тем художникам, чьи картины мы помним еще с детства. Его жизнь не была гладкой, он прошел через многие трудности и всего добился сам. Многие говорили об Илье Ефимовиче как о человеке робком, стеснительном, не стремящимся к славе. К. И. Чуковский писал, что однажды, когда они были в столовой, неизвестный подбежал к Репину и бесцеремонно спросил «"Правду говорят, что вы Репин?”. На что художник ответил: "Нет, у меня другая фамилия”» [4, с. 1]. Известный писатель и юрист А. Ф. Кони вспоминал, что ему ранее не приводилось встречать человека, который проявлял бы такой интерес к чужим переживаниям, мыслям и чувствам. В беседе с новыми людьми И. Е. Репин больше слушал рассказы собеседника о жизни и не любил повышенный интерес к своей персоне. В основе наших размышлений о его творчестве - воспоминания самого художника «Далекое близкое». Илья Ефимович решил написать мемуары по настоянию своих друзей, будучи необычайно чутким к общению, речи. Все, кого он описывает, будь то волжские рыбаки или студенты Академии художеств, охотно «разговаривают» на страницах мемуаров.

Родился И. Е. Репин в г. Чугуеве, Харьковской губернии. Его отец Ефим Васильевич был «билетным солдатом», вместе с братом каждый год ездил на Донщину и пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Мать Татьяна Степановна была грамотной женщиной, занималась с детьми и взрослыми в небольшой школе, уча их чистописанию, арифметике и Закону Божьему. Будучи верующей женщиной, она часто водила Илью в церковь. Мальчик, вместо того чтобы молиться со всеми, поднимал голову к потолку, любуясь фресками и изображенными на них ликами святых. Мать пеняла: «Ну, что это за срам, я со стыда сгорела в церкви: все люди как люди, стоят, молятся, а ты как дурак разинул рот - поворачиваешься даже к иконостасу задом и все зеваешь по стенам на большие картины» [2, с. 75]. И. Е. Репин был очень привязан к родному городу, поэтому украинские мотивы занимали важное место в его творчестве. В переписке со Л. Толстым художник излагал: «Здесь, в Чугуеве, - я так наслаждаюсь красотами природы!! Что за диво!!! И я никогда не предполагал, что я родился и провел детство, отрочество и юность среди такой необыкновенной и грандиозной природы!» [3, с. 2].

Впервые Илья прикоснулся к кисти еще в раннем возрасте, когда его двоюродный брат Трофим Чаплыгин принес акварельные краски в дом Репиных. Он взял кисти и принялся раскрашивать черно-белое изображение арбуза на странице детской азбуки. Илья был поражен тем, каким ярким и сочным стал арбуз в цвете и с тех пор ни на день не расставался с красками. К. И. Чуковский вспоминал, как в течение многих лет был частым гостем в мастерской Ильи Ефимовича и видел, что художник «буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской» [4, с. 4] и мог запросто уничтожить собственные творения, день за днём переделывая картины.

С одиннадцати лет Илья Репин учился в школе типографов, которая считалась одной из самых престижных в г. Чугуеве. Спустя два года он устроился в иконописную мастерскую И. М. Бунакова, представителя художественной династии. Вскоре о талантливом начинающем художнике узнали далеко за пределами Чугуева. Его стали приглашать для работы живописцем и позолотчиком. С шестнадцати лет юноша путешествовал с артелью иконописцев, выполняя работы в разных городах. В одном из таких городов, в Воронежской губернии, Илья узнал о художнике И. Н. Крамском, который покинул родные места, поступив на учебу в Императорскую Академию художеств. В 1859 г. И. Е. Репин поехал в Петербург поступать туда же.

Первое время в Петербурге Илья наслаждался красотой города. Побывав в Академии художеств, он понял, что его уровень подготовки невысок для поступления, поэтому начал посещать вечернюю рисовальную школу, вскоре став ее лучшим учеником. Во время учебы судьба свела Илью Ефимовича с великим живописцем И. Н. Крамским, который стал его другом и учителем. И. Е. Репин любил показывать Ивану Николаевичу свои ученические эскизы и слушать критику. «Настоящему художнику необходимо колоссальное развитие, если он сознает свой долг - быть достойным своего призвания», - считал И. Н. Крамской.

В 1863 г. Илья Репин наконец стал студентом Академии художеств. С восторгом он посещал все лекции, подолгу работал в мастерских, иногда дремал на парах по истории искусств, зато старательно изучал теоремы, композицию и перспективу, учится тушевать. Одним из известных учителей И. Е. Репина был Р. К. Жуковский.

Картина «Воскрешение дочери Иаира» стала знаковой для художника, потому что благодаря ей И. Е. Репин получил возможность попробовать свои силы за границей. Ему посчастливилось побывать в солнечной Италии, которую так любил К. П. Брюллов. Но основным местом в Европе, где работал мастер, была Франция. Репин написал серию картин в Париже, среди которых были знаменитые «Садко» и «Парижское кафе».

Благодаря уговорам К. А. Савицкого, Илья Ефимович в 1870-м г. решает отправиться в путешествие на пароходе вверх по Волге. И. Е. Репин привык видеть вокруг себя красивые дома, чистые улицы, нарядных людей, но в путешествии по Волге ему открылась другая картина: безрадостный и унылый пейзаж с печальными людьми [3, с. 4]. И. Е. Репин сделал серию эскизов на Волге, многие из которых легли в основу одной из главных работ художника «Бурлаки на Волге». Работа над полотном заняла около трёх лет и имела огромное значение для культуры и политики того времени. Сам князь В. Александрович заказал у художника данную работу. Картина получила множество положительных отзывов, поскольку она отражала историю о великом народе, той беззаботной жизни, которая рано или поздно будет завоевана им. К. И. Чуковской писал: «Да, русский народ под ярмом, - внятно говорит эта картина, - он замучен жестокой историей, но вглядитесь в этих беспросветно-несчастных людей, какая у них несокрушимая духовная мощь, сколько в них задатков для великого будущего» [4, с. 10].

В работах Ильи Ефимовича можно заметить, с каким мастерством был представлен в них реализм. Художника никогда не привлекала спокойная бытовая жизнь, поэтому он не писал идеалистических сцен из будничной жизни людей.

Обратимся к работам «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» (1888 г.). В этих картинах мы видим необычайные переживания людей, застигнутых внезапной катастрофой. И. Е. Репин смог с большим мастерством и без лишнего внешнего пафоса воплотить в своих полотнах чувства, «на пике» эмоций состояния людей.

Работая над любой из своих картин, Репин всегда вкладывал в каждую немалую долю своего широкого и могучего чувства так, что даже, казалось бы, небольшие по своему объему эскизы и сюжеты, но вырастали у мастера до невиданных масштабов. Илья Ефимович Репин в своем творчестве прославлял Россию в разных культурных сферах:
- В русской музыке: портреты Глинки, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Лядова, Римского- Корсакова.
- В русской литературе: портретами Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, Писемского, Фета, Стасова, Горького, Леонида Андреева и т. д.
- В русской живописи: портреты: Сурикова, Шишкина, Крамского, Васнецова, Куинджи, Чистякова, Ге, Серова и т. д.
- В русской науке: портреты Сеченова, Менделеева, Павлова, Тарханова, Бехтерева.
- В русской хирургии: портреты Н. И. Пирогова и Е. В. Павлова (который изображен им в хирургической комнате, во время одной из своих операций).

В заключение отметим, что лично для меня опыт знакомства с творчеством Ильи Ефимовича был очень полезен. Я узнала каким необыкновенным человеком он был и какой нелегкий жизненный путь ему предстояло пройти. И. Е. Репин оставил неизгладимый след в отечественной истории живописи. Его творчество будет изучать еще ни одно поколение людей, а его картины будут продолжать «жить» в лучших музеях России и мира.

Литература
1. Орлова, Е. И. Е. Репин / Е. Орлова. - Москва: РИПОЛ классик, 2014. - 40 с.
2. Репин, И. Е. Далекое близкое / И. Е. Репин. - 9-е изд. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986. - 488 с.
3. Таглина, О. Илья Репин / О. Таглина. - Харьков: Фолио, 2012. - 112 с.
4. Чуковский, К. И. Илья Репин / К. И. Чуковский. - Москва: Искусство, 1983. - 144 с.

Токарева А. А.

Жизнь и творчество И. Е. Репина: впечатления от знакомства

Опубликовано 03.07.2019 11:00 | Просмотров: 803 | Блог » RSS