01.08.2020 00:55

Жанровые особенности романа Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри»

Жанровые особенности романа Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри»

Анализируются жанровые особенности произведения Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри». Они являются неотделимой частью романа, являются фундаментом для построения произведения, раскрывают его черты и помогают ему стать более интересным для читательской аудитории.
Ключевые слова: Питер Акройд, исторический роман, детективный жанр.

Питер Акройд (Peter Ackroyd, род. в 1949) достаточно популярен как за рубежом, так и в России, обладает внушительным количеством наград за вклад в литературу. Акройд сочинял в прошлом стихотворения, а сейчас является автором многочисленных романов, обладающих различной жанровой природой: биографий, фантастических романов, исторический детектив, например, «Процесс Элизабет Кри».

В центре романа - серия изощренных убийств, совершенных преступником по прозвищу Голем из Лаймхауса. В произведении описывается бедный район Лондона Лаймхаус с его обитателями, мюзик-холлы, и представляется панорама столицы Великобритании 80-х годов XIX века.

В нашем исследовании мы опираемся на определения исторического романа и детектива, данных в «Литературной энциклопедией терминов и понятий». «Исторический роман - роман, действие которого происходит на фоне исторических событий» (2, стлб. 321-323). «Детектив (англ. detedive - сыщик; от лат. detert - раскрытие) - художественное произведение с особым типом построения сюжета, в основе которого лежит реализованный в раскрытии преступления конфликт добра и зла, разрешающийся победой добра» (2, стлб. 221-223).

Роман «Процесс Элизабет Кри» является постмодернистским произведением, в нем преломляются жанровые признаки детектива и исторического романа. Викторианская эпоха вдохновляет многих писателей-постмодернистов, и Акройд останавливается на одном из самых мрачных эпизодов той эпохи - серии нераскрытых убийств, совершенных Джеком Потрошителем. Неразгаданность случившегося дала почву для размышлений и написаний произведений многим авторов, и Питер Акройд не стал исключением. Он дает альтернативную версию истории, но при этом включает в систему образов ряд исторических персонажей, например, Карла Маркса, Джорджа Гиссинга, Чарли Чаплина и др.

Английского писателя, представителя натуралистического романа Джорджа Гиссинга Акройд рисует как бедного писателя, по глупости женившегося на девушке легкого поведения. Гиссинг все же не бросал ни ее, ни литературу и занимался журналистикой, но его жизнь была нескончаемой «мелодрамой». Обыденность, связанная с районом Лаймхаус, где живет писатель, занимает его, заставляет тонуть в бедности и разврате. Такая атмосфера не дает Гиссингу «улететь в облака», он философствует, но связывает свои мысли с окружающей его действительностью.

Питер Акройд использует такую систему образов в историческом романе для того, чтобы дать свою интерпретацию жизненного пути тех или иных исторически важных персонажей. Он показывает, как прошлое поколение влияет на будущее, в каком бы веке оба эти поколения ни находились. Нескончаемый процесс обмена информации между книгой и человеком, человеком и человеком может оказать влияние на наши чувства.

В «Процессе» создан замечательный образ мрачного, окутанного смогом и туманом Лондона. На фоне атмосферы Лондона происходят все убийства, и для ее создания Акройд использует прием интертекстуальности. Писатель известен многими книгами о Лондоне в ту или иную эпоху, это его любимый город. Он иногда с дотошной достоверностью описывает каждую улицу или переулок столицы. Лондон благодаря ему имеет свою биографию и историю и предстает перед читателем как сумрачный город, полный тайн, закрытых дверей, таинственных сил. Образ Лондона создается на основе предшествующих произведений авторов, которые упоминаются в романе: Гиссинга, Диккенса, Конан Дойла и т. д. В «Приключениях Оливера Твиста» Диккенс выражает свое отношение к Лондону чрез образ главного героя, мы смотрим на город глазами Оливера Твиста. Диккенс, а впоследствии Акройд, описывает различные районы столицы, внутреннее и внешнее убранство зданий, а также его звуки и запахи.

Для связи романа с текстами XIX века Акройд использует прием стилизации. В тексте присутствуют различные формы повествования: судебные допросы, исповеди, статьи в газетах, личный дневник, диалог и т. д. Акройд воссоздает судебный процесс, опираясь на традицию Диккенса, который был судебным репортером.

В детективном жанре добро доминирует над злом. Элизабет Кри, из-за которой происходят все страшные события, казнят, правда, не за все преступления, совершенные ею, а лишь за отравление мужа мышьяком. Таким образом, хотя убийца казнен, по прочтении романа остается ощущение, что зло вечно и может существовать безнаказанно, так как одна из самых страшных тайн в истории о Джеке Потрошителе остается неразгаданной.

Ключевыми в системе персонажей детектива являются жертва, преступник и детектив. В противостоянии двух последних реализуется конфликт добра и зла, жертва в нем не участвует, поэтому не вызывает у читателя ни антипатии, ни привязанности. В романе Акройда сама преступница, Элизабет Кри, перечисляет в своей «исповеди» всех тех, кого она убила. За расследование же берутся главный инспектор Килдэр и детектив Пол Брайден. Система расширяется за счет исторических персонажей, которые предстают в роли «мнимых» преступников.

Характерным для детектива является противопоставление ума сыщика и глупости его недалекого компаньона. В «Процессе Элизабет Кри» инспектор Килдэр и детектив Брайден как бы ни пытались, не нашли виновника всех преступлений, хотя вышли на его след. Акройд противопоставляет изощренный ум Элизабет Кри и неповоротливость полицейских.

Для детектива является обязательным мотив тайны, загадки, несущий. В анализируемом произведении нет мистики, все можно объяснить с точки зрения логики и психологии. Читатель может даже сам определить, кто является преступником, собрав все части «логической цепочки» воедино, или ждать до самого конца, что характерно для «Процесса Элизабет Кри». Неискушенный читатель до самого конца книги пребывает в заблуждении, думая, что Элизабет Кри избавила мир от жестокого маньяка и убийцы, но финальная исповедь героини открывает, что «Джеком Потрошителем» была она сама.

Акройд «обманывает» читателя постмодернистской игрой, где одни персонажи оказываются другими, а все, что могло бы считаться правдой, оказывается обманом. Автор не использует типичную для детектива форму повествования, где читатель как недогадливый компаньон следует за умным сыщиком, который непостижимым образом разгадывает очередное дело.

Композиция сюжета детектива строится по центростремительному принципу: развивается несколько сюжетных линий, которые в конце сходятся в единую развязку. Ключевыми и обязательными становятся две линии развития сюжета, в основе одной из которых лежит конфликт преступника и жертвы (совершение преступления), а в основе другой - конфликт преступника и сыщика (раскрытие преступления), причем чаще всего они развиваются в произведении не последовательно, а параллельно, как бы «навстречу» друг другу. Действительно, в романе Акройда совершения преступления описываются в мнимом дневнике Джона Кри, процесс раскрытия подразумевается под расследованием детектива и инспектора, но на самом деле мы все узнаем от самой преступницы. В этом отличительная особенность этого произведения.

Акройд представляет перед нами и поныне непостижимый образ зверского убийцы, который на самом деле оказывается женщиной. Психологическая причина совершения преступлений исходит из детства, где мать пытала девочку всевозможными способами, поэтому Элизабет убивает проституток как выражения распутства, и тех, кто посягает на ее невинность.

Элизабет является артисткой, для которой театр был всем: она выступала перед публикой в мюзик-холлах, имела «свой» театр одного актера, оставаясь наедине с жертвами, зрителями же становимся мы - читатели дневника как будто Джона Кри, ее мужа, но на самом деле написанным ее рукой. Даже перед самой смертью она не чувствует раскаяния и превращает свою казнь в представление.

Театр стал спасением для ее души, оскверненной жестокостью матери, бедности, района Лаймхаус, в котором она жила, где обитали одни проститутки или рыбаки, жаждущие женской плоти. Театр научил ее быть сильной, уметь давать отпор, хитрить, лицедействовать. Сначала Элизабет переодевается в различных персонажей только на сцене, затем она переносит это в свою реальную жизнь и использует для того, чтобы быть неузнанной. Таким образом, развивается ее криминальное сущность. Осознав, что она может стать «невидимкой», Элизабет избавляет этот мир от тех, кто его, по ее мнению, засоряет. Многие ее убийства - это месть за то, что она была не понята, отместка за все, что сделали с ее телом, душой, ее убийства могут быть психологически вполне осознанны читателем. Физически же умирает Элизабет Кри страшно, так же страшно, как прошла вся ее жизнь.

Список использованной литературы
1. Акройд П. Процесс Элизабет Кри / пер. с англ. Л. Ю. Мотылева. М., 2009.
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001.

А. А. Иванова

Жанровые особенности романа Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри»

Опубликовано 01.08.2020 00:55 | Просмотров: 1263 | Блог » RSS