26.08.2021 19:31

Зарубежный опыт изучения социокультурных аспектов допинга

Зарубежный опыт изучения социокультурных аспектов допинга

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что феномен допинга изучаются только с точки зрения комплекса естественных и спортивно-педагогических наук. Социокультурные смыслы допинга в отечественных научных публикациях не разработаны на достаточном уровне.

Если говорить о степени разработки данной тематики в зарубежных исследованиях, то следует отметить вклад Международного интернет- сообщества гуманистического изучения допинга («The International Network of Humanistic Doping Research»), которое было создано в 2002 году. Целью данного объединения исследователей состоит в изучении феномена допинга в более широком культурном, социальном и политическом аспектах, а также в осуществлении поиска альтернативных путей развития анти-допинговой доктрины, которые отличалась бы от официальной «Войны против наркотиков» в спорте.

В большинстве случаев допинг рассматривается как мошенничество, и, таким образом, как серьезное нарушение моральных принципов спорта. На сегодняшний день это - любой препарат или методу, который используется для того, чтобы повысить работоспособность или нанести вред здоровью спортсмена, а также может нарушить имидж спорта. Когда два из этих трех условий присутствуют, этот препарат или метод может быть внесен в список запрещенных препаратов ВАДА.

В. Моллер в своем исследовании [8] провел культурологический анализ феномена допинга на примере несоответствия между использованием повышающих работоспособность веществ в истории велоспорта и тем возмущением, которое они производят среди населения, введя в научный оборот такой термин как «антидопинговый фундаментализм». Была проанализирована современная концепция допинга, что в себя включают допинг-практики, некоторые аспекты истории допинга, доводы против допинга и их основания и др. Осторожно, чтобы не выступать за легализацию допинга, автор строит свои аргументы на идее о том, что «дьявол» может быть в самом спорте.

Один из членов данного сообщества Дж. Спитцер [9] пишет о необходимости именно гуманистического исследования допинга, поскольку медицинский и юридический подходы отодвигают изучение социальных аспектов применения допинга на второй план. На сегодняшний день о допинге уже можно говорить как о глобальной социальной проблеме. Автор говорит о распространении различных методов допинга среди широких слоев населения - от спортсменов-любителей до представителей определенных профессий (военная служба, пожарная помощь и др.), тем самым, показывая многранность проблематики допинга как социального феномена.

Дж. Мазанов в своей статье [7] также рассуждает о необходимости более глубокого социального изучения проблемы допинга, приводя различные примеры/возможность применения допинга в разных социальных контекстах (военная служба и работа во время ЧС, академическая среда, сфера классической музыки) и говоря об отсутствие всякого рода скандалов, связанных с применения различных стимуляторов в описанных контекстах. Дж. Хоберман [4] идет дальше и сравнивает применение гормональных препаратов как в качестве терапии, так и в качестве улучшения работоспособности как в среде полицейских, так и среди профессиональных гольфистов. Рассуждая о случаях незаконного приобретения и применения анаболических стероидов и других препаратов полицейскими якобы для увеличения полового влечения, он обращает внимание на минимальное новостное освещение подобных ситуаций, в то время как спортсмены, использующие допинг, находятся под постоянным прессингом со стороны средств массовой информации. И поднимает дискуссионный вопрос о применении препаратов и стимуляторов для улучшения работоспособности в сфере обыденной жизни и о жестком запрете на их применение в сфере спорта высших достижений.

А.В. Кристиансен [2] анализирует принятие в Дании законопроекта, касающегося введении обязательного допинг-контроля в среде любительских фитнес-клубов. Автор считает, что данный законопроект содержит потенциальное нарушение Европейской конвенции о Правах человека. Цель данного закона - исключить или минимизировать использование препаратов, улучшающих работоспособность и внешний имидж, поскольку они наносят серьезный вред здоровью людей. Говоря о полярных различиях в антидопинговом подходе: принцип «fair play» в спорте высших достижений и профилактика здоровья среди людей, занимающихся спортом для всех, исследователь считает, что обе эти целевую установки не могут быть достигнуты одинаковым средством. Дания стало первой страной, которая ввела программу допинг-контроля, направленную на членов коммерческих фитнес- клубов: многие датские коммерческие фитнес-клубы, осуществляют контроль за использованием анаболических стероидов. Такое положение вещей предоставляет исследователю возможность ввести уже ставший популярным термин «фитнес-допинг».

А. Кимергард [5] вводит термин «академический допинг», сообщает о создании World Anti-Brain Doping Authority - Всемирное Антиинтеллектуальное допинговое управление. Инициатива о создании списка запрещенных препаратов «академического допинга», а также введение системы тестирования и наказания за положительные результаты (законопроекты - контроль/запрет), поднимая вопрос об определения эффекта, который дают такие препараты, «увеличивающие когнитивную работоспособность».

Кристоф Бриссоно [1] в своей статье описывает эволюцию различных научных подходов к применению допинга в системе тренировочных занятий в спорте высших достижений во Франции на примере легкой атлетики и велосипедного спорта. Можно говорить о том, что любые спортивные модели тренировок обусловлены национальными особенностями, менталитетом и медицинской парадигме, присущей определенной стране, исследователь также описывает влияние американской модели и модели стран Восточного блока на становление системы медицинского обеспечения спорта во Франции с середины 1960-х гг.

В работах испанского ученого Б. Лопеза [6] вопрос о связи между национализмом, национальными особенностям определенных носителей культуры и современным спортом получает свое развитие. Автор считает, что нужно рассматривать такое состояние спорта с позиции неизбежного последствия индустриального капитализма, говоря о том, что спорт высших достижений - «наиболее значительный культурное проявление современного общества», «спорт едва сможет существовать без национализма» [6]. Исследователь приходит к интересной мысли - ученые считают, что «национализм призывает к использованию допинга по причинам национального престижа» - что является в свою очередь последствием неправильной интерпретации.

Еще одного неточное восприятие - ВАДА и анти-допинг как не национальные (анти-национальные), транс-национальные и глобальные усилия. По мнение исследователя, такая позиция также не верна. Поскольку «антидопинг является неотъемлемой части современного спорта высших достижений...то он не может восприниматься вне контекста (спортивного) национализма» [6].

Дж. Гливз [3] считает необходимым добавить, что проблематика допинга и веществ, улучающих функциональное состояние организма спортсмена, и их влияние на общества может потребовать кросс-дисциплинарного подхода, который объединил бы исследования из трех доминирующих академических отраслей - естественных, социальных и гуманитарных наук - чтобы пролить свет на проблематику допинга и употребление стимулирующих препаратов в различных социальных контекстах.

В рамках диссертационного исследования планируется изучить различные варианты происхождения допинга, его исторические корни и этнокультурные, гендерные аспекты, сформировав представление о соразмерности понятия «допинг, проанализировав существующие подходы к изучению допинга и современные концепции антидопинга, что будет способствовать формированию не только определенного мнения по данном вопросу, но и обсуждать все существующие подходы к феномену допинга, его применению и возможным последствиям. Культурологическое исследование феномена допинга и философский анализ проблемы соответствия и соотношения «цели и средств» в разных видах социальной деятельности могут продемонстрировать, что апологетика спорта не является уникальным контекстом, в котором имеет место быть употребление веществ природного, наркотического или синтетического происхождения, позволяющих в результате их приема добиться улучшения результатов.

Литература
1. Brissonneau Christophe “Doping in France (1960-2000) : American and Eastern Bloc influence” Journal of Physical Education and Sport Vol 27, no 2, June, 2010;
2. Christiansen, Ask Vest (2010). "Health-enhancing doping controls? ". INHDR editorial. February. www.doping.au.dk;
3. Gleaves J. (2011). The Role of Cross-Disciplinary Research on Doping, or: How I Came to Stop Worry and Love P-Values” INHDR editorial. April. www.doping.au.dk;
4. Hoberman, John (2010). ”Therapy versus Enhancement: May Policemen and Golfers Take Androgens?”. INHDR editorial. January. www.doping.au.6dk;
5. Kimergard, Andreas (2011). “Policy recommendations to deal with –academic doping in Denmark – a successful transfer of a doping control framework?". INHDR editorial. January. www.doping.au.dk;
6. Lopez, Bernat (2011). “Anti-doping and nationalism, not such an odd couple". INHDR editorial. October. www.doping.au.dk;
7. Mazanov Jason (2011). “Doping in Sport, Doping in Society”. INHDR editorial. May. www.doping.au.dk.;
8. M0ller , Verner (2008) The Doping Devil, Norderstedt, Germany. Books on Demand GmbH. - p.18-33;
9. Spitzer, Giselher & Franke, Elk (2010). "Translating doping". INHDR editorial. October. www.doping.au.dk.
Тимошенко Д.С.

Зарубежный опыт изучения социокультурных аспектов допинга

Опубликовано 26.08.2021 19:31 | Просмотров: 97 | Блог » RSS


Рекомендуем: