18.10.2021 17:43

Занятия гимнастикой в школе (результаты конкретного социологического исследования)

Занятия гимнастикой в школе (результаты конкретного социологического исследования)

Целью нашей работы явилось изучение мнений учителей физической культуры московских школ о состоянии работы по гимнастике с учащимися всех параллелей классов, выявленных по результатам конкретного социологического исследования.

Задачи исследования: изучить литературы по проблеме исследования; изучить мнение учителей физической культуры общеобразовательных школ г. Москвы о факторах, снижающих результативность урочных форм занятий гимнастикой с учащимися 1 - 11 классов общеобразовательных школ и оценить перспективные направления повышения эффективности организационно - методического обеспечения учебно-воспитательного процесса по гимнастике в общеобразовательной школе.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения и опрос специалистов; анкетирование; методы математико-статистической обработки данных.

При проведении основного конкретного социологического исследования использовался метод анонимного группового анкетирования. Респондентами были выбраны учителя физической культуры общеобразовательных школ г. Москвы, являвшиеся слушатели курсов повышения квалификации Московского института открытого образования. Количество респондентов, одновременно отвечавших на вопросы анкеты, составляло от 15 до 25 человек. Всего, в процессе исследования, было роздано 125 анкет.

Результаты исследования:

Как показал анализ ответов респондентов на вопросы анкеты, в подавляющем большинстве московских школ на прохождение раздела «Гимнастика с основами акробатики» отводится 14 уроков второй четверти учебного года, что, может объясняться, определённым удобством планирования учебного материала и снижением ежедневных затрат времени на установку гимнастических снарядов.

По мнению учителей физической культуры, традиционная методика проведения урока гимнастики с использованием стандартных гимнастических снарядов не позволяет даже опытным преподавателям поднять показатель моторной плотности выше 60%, тогда как аналогичный показатель урока, построенного на основе музыкально-ритмических упражнений поднимается на уровень близкий к 100%, обеспечивая высокий оздоровительный эффект занятия. Повышение двигательной активности учащихся за счёт использования многокомплектного гимнастического оборудования смогло бы решить эту проблему, однако, как показало исследование, такое оборудование недоступно подавляющему большинству школ.

Основной формой контроля успеваемости учащихся по гимнастике продолжает оставаться «оценка на глазок», выставляемая учащимся в процессе освоения ими учебного материала (рис. 1). Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос об использовании ими различных форм контроля успеваемости на занятиях по гимнастике: 1 - фронтальный способ; 2 - выведение оценки в конце четверти на основе наблюдений за текущей успеваемостью; 3 - выборочная оценка выполнения отдельными учениками контрольных упражнений в ходе урока; 4 - фронтальное тестирование качества выполнения зачётных упражнений на контрольном уроке в конце четверти; 5 - проведение зачётных соревнований.

Ответы респондентов позволили выявить виды гимнастических упражнений, дающих максимальный образовательно-развивающий эффект. К таким упражнениям в программе начальной и основной школы отнесены акробатические и общеразвивающие упражнения с предметами и без, а также упражнения в прыжках через короткую и длинную скакалку (табл. 1). Таблица 1. Распределение предпочтений респондентов относительно эффективности использования различных видов гимнастических упражнений в уроках со школьниками разного возраста. (в % от максимально возможного выбора)

Крайне слабо используется такой мощный мотивирующий фактор, как подготовка и участие в соревнованиях по гимнастике. Как показало анкетирование, интерес к их проведению со стороны учителей физической культуры не угас. Значительный процент школ в последнее время принимал участие в соревнования по новой гимнастической дисциплине, получившей название «Командная гимнастика», двигательное содержание которой составляют групповые вольные упражнения, акробатические и гимнастические прыжки.

Как показало исследование, основными направлениями модернизации содержания занятий гимнастикой в школе может быть внедрение более доступных и динамичных разновидностей гимнастических упражнений, с использованием «мягкого» гимнастического оборудования, снижающего уровень травматизма, а также, более широкое использование стимулирующего эффекта соревновательной деятельности, в том числе и для оценки уровня освоения программного материала по гимнастике.

Литература
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Уч-к для ИФК2. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Уч-к для вузов физической культуры,- Ростов н\ Дону, Феникс, 2002.
2. Общая гимнастика. Сборник документов по проведению соревнований. Разрядные требования, классификационная программа, регламент и правила судейства соревнований по общей гимнастике на 2001 - 2003 годы. - М., 2002.
3. Общая гимнастика в школе. Сборник документов по проведению соревнований по общей гимнастике среди учащихся общеобразовательных школ / Лагутин А.Б., Михалина Г.М. - М., 2002.
4. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: учеб. для студентов вузов: рек. м-вом образования РФ / Петров Павел Карпович. - М: Владос, 2003. - 447с.: ил.
5. Сироткина Б.А. Анализ урока физической культуры в общеобразовательной школе: Метод. пособие для студентов-практикантов 3 курса / ГЦОЛИФК. - М., 1990. - 21с.
6. Физическая культура: Учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Мейксона Г. Б. и др. / Ред. Мейксон Г.Б. и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1997. - 140с.: Ил.

Московченко М.С.

Занятия гимнастикой в школе (результаты конкретного социологического исследования)

Опубликовано 18.10.2021 17:43 | Просмотров: 619 | Блог » RSS