23.12.2023 20:06

Влияние надбавок за работу в особых климатических условиях на рентабельность организаций Республики Карелия

Влияние надбавок за работу в особых климатических условиях на рентабельность организаций Республики Карелия

Аннотация. Автором анализируются последствия решения Конституционного суда РФ от 07.12.2017 №38-П для организаций, в частности его влияние на рентабельность продаж. Объект исследования: филиал ведомственной охраны в РК.
Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда, минимальная заработная плата, районный коэффициент, северные надбавки.

Минимальный размер оплаты труда – денежная величина, ниже которой работодатель не может устанавливать месячную зарплату сотрудника, полностью отработавшего норму рабочего времени в рамках своих должностных обязанностей.

В соответствии со статьей 133 и 133.1 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Региональным соглашением о минимальной заработной плате в субъектах РФ может быть установлен её иной размер. Однако он не может быть ниже МРОТ.

Заработная плата – вознаграждение за труд, которая складывается из трёх частей:
1)Тарифная ставка/оклад (зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества выполняемой работы)
2)Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях, отклоняющихся от нормальных и иные выплаты)
3)Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как видно, зарплата работника может состоять из нескольких частей, поэтому работодатель до 2018 года мог в штатном расписании установить минимальный размер оклада меньше МРОТ, но при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат зарплата работника будет не ниже установленного МРОТ. Если начисляется только оклад, то его размер не может быть меньше МРОТ.

В РК действует Соглашение между Правительством РК, Общественной организацией «Объединение организаций профсоюзов в РК» и Союзом промышленников и предпринимателей РК о минимальной заработной плате в РК. Согласно ему для работников, работающих на территории РК, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также работников государственных и муниципальных учреждений, работников, занятых у сельскохозяйственных производителей размер минимальной зарплаты устанавливается на уровне действующей в соответствующем районе РК величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Так, например, в исследуемой организации охранник получал зарплату, которая была не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, что составляло в 2016 г – 12685 руб, в 2017г – 13177 руб. В 2018 г эта организация выплачивала бы 13848 рублей.

Однако начисление минимальной зарплаты изменилось в связи с постановлением КС РФ от 07.12.2017 г №38-П, который постановил начислять районный коэффициент и северные надбавки сверх величины МРОТ. Суд посчитал, что они не могут включаться в состав минимальной зарплаты, в противном случае зарплата в местностях с особыми климатическими условиями могла бы не отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости.

В Петрозаводске районный коэффициент составляет 1,15, а северные надбавки 50%. В связи с этим с 1 января 2018 года рассматриваемая организация выплачивала бы охранникам минимальную зарплату в размере 22849 руб (то есть по сравнению с 2017 г. она возросла на 9672 руб, или 73,4%). Такой скачок сравнял бы её с некоторыми зарплатами административно-управленческого персонала. Кроме того решение Суда было принято в конце года и такое увеличение расходов на выплаты сотрудникам изначально не закладывалось в фонд оплаты труда. Основная часть контрактов на 2018 год была уже заключена по итогам аукционов, то есть сейчас невозможно увеличить тарифы на оказание услуг. В результате предприятие могло бы заявить о том, что ему нечем рассчитываться со своими работниками.

29 декабря 2017 г было принято дополнительное соглашение №1 к Соглашению о минимальной заработной плате в РК. В соответствии с ним было решено установить размер минимальной зарплаты для работников, работающих на территории РК, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета в размере 10000 рублей. Значит, если организация не отказывается участвовать в этом Соглашении, то минимальный размер зарплаты на предприятии должен составить 16500 руб.

Однако некоторые предприятия могут не ориентироваться на региональный МРОТ. Это работодатели, которые письменно отказались присоединиться к соглашению.

Такое решение было принято и на рассматриваемом предприятии. В этом случае размер минимальной зарплаты составил 15656,85 руб (9489*1,65), то есть по сравнению с 2017 г она возросла на 2479,85 руб, или 18,8%.

7 марта Президент РФ подписал ФЗ № 41 о повышении с 1 мая 2018 года МРОТ до прожиточного минимума, который составил 11163 руб.

Таким образом, предприятие планировало, что в начале 2018 г минимальная зарплата составит 13848 рублей, но с января по апрель 2018г она была равна 15656,85 руб., а с мая размер её составил 18418,95 руб (табл. 1). Таблица 6 Динамика зарплаты охранников

Исследуемое предприятие остро реагирует на повышение размера минимальной зарплаты, т.к. её доля в расходах в 2017 году составила 91%, а в 2018 году – 93%.

Объективнее взглянуть на состояние дел в организации поможет оценка рентабельности продаж. В 2017 году она составляла 11,15%, то есть предприятие приносило прибыль. Однако в первые четыре месяца 2018 года рентабельность продаж сократилась на 5,75 процентных пункта и составила 5,4%. По предварительным данным она также будет снижаться после роста МРОТ в мае 2018 г и составит -11,11%, т.е. деятельность организации начнет приносить убытки (табл. 2). Таблица 7 Динамика рентабельности продаж и доли зарплаты в расходах (база – 2017 г)

Таким образом, последствием решения КС РФ для рассматриваемого предприятия станет снижение рентабельности продаж на 22,26 процентных пункта за один год. При этом за счет роста зарплаты она сократится на 25,84 п.п., за счет сокращения других расходов увеличится на 0,19 п.п., а за счет роста доходов возрастет на 3,39 п.п. Заметим, что снижение рентабельности было бы более значительным, если бы организация не снизила с 1 января 2018 г. зарплаты административно-управленческого персонала на 10%.

По мнению специалистов на данный момент для руководителей Карельских предприятий возможны три варианта действий.

Первый путь неприятный для населения. Расходы, связанные с увеличением зарплаты будут заложены в стоимость товаров, работ и услуг, что повысит цены на них.

Второй вариант – решение проблем внутренним образом. Например, переход на сокращенный режим работы.

И третий – это самый неприятный путь. В связи с убытками какие-то фирмы могут закрыться, так как им будет нечем оплачивать труд работников. Некоторые организации будут заниматься теневой деятельностью, а значит, не платить налоги и будут экономить на этом.

Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. По сост. на 2 октября 2017.-М.: Омега-Л, 2017.-223 с.
2. Федеральный закон от 28.12.2017 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» // Российская газета. ─ №74631 (297). ─ 31.12.2017
3. Дополнительное соглашение Правительства Республики Карелия, Союза организаций профсоюзов в Республике Карелия, Регионального объединения работодателей Республики Карелия «Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия» от 29.12.2017 №1 «О минимальной заработной плате в Республике Карелия» // Карелия. ─ №1 (2826). ─ 12.01.2018
4. Распоряжение Правительства Республики Карелия от 15.09.2017 № 514р-П «О подписании Соглашения между Правительством Республики Карелия, ОО «Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия» и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия о минимальной заработной плате в Республике Карелия» // Карелия. – N 59 (2814). – 19.10.2017
5. Распоряжение Правительства Республики Карелия от 26.12.2014 г № 811Р-П «О подписании Соглашения между Правительством Республики Карелия, ОО «Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия» и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия о минимальной заработной плате в Республике Карелия» // Карелия. – N 2 (2560). – 15.01.2015
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-П «по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С.Григорьевой, О.Л.Дейдей, Н.А.Капуриной и И.Я.Кураш»// Российская газета. – №7457 (291). – 22.12.2017

А. С. Назарова

Влияние надбавок за работу в особых климатических условиях на рентабельность организаций Республики Карелия

Опубликовано 23.12.2023 20:06 | Просмотров: 98 | Блог » RSS