26.11.2019 23:25

Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена и ее современная реализация на рынках потребительских товаров

Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена и ее современная реализация на рынках потребительских товаров

Подавляющее большинство рынков - это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции действуют на них несовершенно. Например, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы.

В 20-е гг. XX в. в Кембридже инициируется активная дискуссия вокруг модели совершенной конкуренции. Критикуется подход неоклассики, согласно которому конкурентные условия являются базовой характеристикой рынка, а любые отклонения от совершенной конкуренции (монополия, олигополия) рассматриваются как частные случаи. Выдвигается обратный тезис о том, что наиболее частой является как раз ситуация монополии, и именно она должна являться отправным пунктом анализа конкуренции на рынке.

Анализ новой рыночной конъюнктуры был дан профессором Гарвардского университет американцем Эдвардом Чемберленом (1899-1967) в его работе «Теория монополистической конкуренции. Переориентация теории стоимости» (1933). В данной работе он определил черты, факторы, влияющие на ценообразование и многое другое, присуще монополистической конкуренции. Несмотря на то, что данная работа была написана чуть более 80 лет назад, она не становится менее актуальной. Нами был произведен анализ рынка смартфонов в России и мире, в котором обнаружилось, что данный рынок имеет структуру монополистическая конкуренция, которому присущи следующие черты:
1) Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
2) Невысокие барьеры для вступления в отрасль.
3) Наличие разнородной, дифференцированной продукции, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты.
4) Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Данные черты и определил Э. Чемберлен в «Теории монополистической конкуренции. Переориентация теории стоимости».

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение.

Д. А. Кравченко

Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена и ее современная реализация на рынках потребительских товаров

Опубликовано 26.11.2019 23:25 | Просмотров: 520 | Блог » RSS