03.07.2019 16:04

Тамара Борисовна Нарская: жизнь как танец

Тамара Борисовна Нарская: жизнь как танец

Замечательный советский философ М. С. Каган писал, что «много зависит от организатора, руководителя, более опытного участника, когда он не только управляет., но и передает соучастникам деятельности свое к ней отношение, заражает его им, то есть практически приобщает их к своим ценностям - нравственным, эстетическим, гражданским» [2, с. 297].

Общение с педагогами - это соприкосновение с мастерством, жизненным опытом, осмысленным и отфильтрованным, накопленным в разные исторические периоды, совпавшие с биографией конкретного человека. Это школа жизни, к которой прикасаешься на каждом занятии. Таким Мастером с большой буквы для студентов хореографического факультета является действующий профессор Тамара Борисовна Нарская, отметившая в июле 2018 г. 90-летний юбилей. На протяжении всего жизненного пути ее деятельность отличалась многогранностью. В 1968 г. начался новый этап в ее биографии, связанный с Челябинским государственным институтом культуры. Тамара Борисовна рассказывает (сохраним стиль изложения, согласно методу устной истории):
«В 1960-1972 годы я проработала в нашем театре оперы и балета в основном в штате в качестве педагога-репетитора и балетмейстера. По особым договорам у меня были спектакли, которые я должна была сохранять. В тот период шло около 20 балетов, среди них все классическое наследие, и это дало возможность полусамодеятельную труппу, которая была тогда, когда я приехала, превратить в профессиональную. Театр все 12 лет был своего рода экспериментальным, у нас ставили к любой важной партийной дате балеты Прокофьева, балеты Чайковского, то есть не образовываться у нас было невозможно».

Тамара Борисовна вела репетиции кордебалета, а также уроки и репетиции солистов; непосредственно участвовала в постановочной деятельности. Ее трудовой день начинался в десять, но иногда и в восемь часов утра, а заканчивался поздно ночью. Вечером с 18.00 до 22.00 ч Т. Б. Нарская вела занятия в хореографической студии при театре, чтобы «подросли те, кто пришли из самодеятельности». Это важная часть профессиональной деятельности обеспечивала, с одной стороны, пополнение труппы кадрами, а с другой, - позволяла сохранять преемственность и традиции коллектива. Этот период сформировал основные критерии работы на профессиональном уровне, педагогические принципы и подходы в деятельности педагога-репетитора балетной труппы театра и определил кредо педагога, обучающего студентов-хореографов.

В 1968 г. Т. Б. Нарская была приглашена во вновь открывшийся институт культуры, испытывавший потребность в преподавателях. В течение нескольких лет Тамара Борисовна сочетала работу в театре с преподаванием на кафедре хореографиии, которой стала заведовать с 1972 г. Начался новый этап в жизни Мастера. Преподавание в вузе сочеталось с работой педагога- репетитора в театре до 1990 г. Это было время напряженной творческой деятельности, без выходных дней, когда опыт был востребован не только в профессиональном театре, профессиональном обучении, но и в работе с самодеятельными коллективами. Этот опыт Тамара Борисовна передает своим студентам:
«Когда я с ребятами сейчас разговариваю, я говорю, что придут они в самодеятельный коллектив, будут создавать его сами, свободно от государства, какой хотят, такой и будут создавать, но знание хореографии, владение хорошим языком, умение показать, быть эмоциональным, быть неравнодушным к тому, кого ты учишь, и постараться, даже если у него крохотные данные от природы, рассказать ему о том, как он может быть прекрасен».

Это направление в работе переросло в большое общественно значимое дело: на протяжении многих десятилетий Т. Б. Нарская вносит большой вклад в развитие детской хореографии на Южном Урале.

Что отличает педагога-Мастера - не праздный вопрос. Это вклад личности в личность, это главное условие становления личности будущего специалиста. Тамара Борисовна вспоминает одного из своих учителей, с которым ей довелось работать в г. Куйбышеве (ныне г. Самара):
«...я встретилась с очень интересным человеком Михаилом Михайловичем Михайловым, тоже из Ленинграда, который переносил академическую постановку «Баядерка», и она живет всю мою жизнь. Я три раза самостоятельно восстанавливала акт теней, который вообще в мире считается самым знаменитым белым актом, опять-таки у него я училась как вести репетиции, быть репетитором. Даже сейчас студенты, приходя в институт, не могут понять, что значит быть репетитором, ведь балетмейстер не может им быть, балетмейстеры набрасывают движения, у них творчество, а вот расшифровка всего, как это положить на данные танцовщика - это делает репетитор; и он не учит, а создает условия, потому что к нему приходят или обученные вами уже учащиеся, или после хореографического училища, это ведь разные вещи. Иногда достаточно отвести больше руку или приподнять ее чуть выше - и получится та техника, которая не получалась».

Счастливая судьба хореографа, педагога, постановщика, по мнению Т. Б. Нарской, это отчасти и счастливый случай:
«Мир театральный очень тесен; с одной стороны, очень приятно что ты видишь своих собратьев по труду, с другой, - он очень опасен, потому что попасть вовремя и в то место, где тебе бы надо было быть - это случай. Мимо тебя может пройти тот репертуар, в котором ты никак себя не найдешь, и наоборот, созданный для тебя материал, в котором ты расцветешь».

Работать и становиться профессионалом рядом с такой Личностью - тоже счастливый случай. И он выпал студентам хореографического факультета, доказывающих свою профессиональную состоятельность уже в процессе обучения, победами в конкурсах, фестивалях, смотрах. И в этом есть частица души и профессионализма Мастера.

Литература
1. Материалы интервью Т. Б. Нарской [Рукопись]. - Архив автора.
2. Каган, М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. - Москва: Политиздат, 1988. - 319 с.

Перевалова М. В.

Тамара Борисовна Нарская: жизнь как танец

Опубликовано 03.07.2019 16:04 | Просмотров: 745 | Блог » RSS