06.07.2019 13:45

Современный танец как средство формирования и развития личности

Современный танец как средство формирования и развития личности

В современном мире уделяется особое внимание развитию творческого человека. Современный танец вызывает активный интерес, наблюдается своеобразная мода на него и в целом на занятия хореографией, которая обеспечивает разностороннее, в том числе духовное формирование личности. Решая задачи эстетического и эмоционального становления, хореография обеспечивает также физическое развитие подрастающего поколения (учитывая существующее состояние здоровья у детей и подростков, это важно). Тренировка двигательного аппарата даёт возможность укрепления мышц, а также активно развивает многие физиологические функции организма: дыхание, кровообращение, нервную и мышечную систему, тренирует выносливость, вестибулярный аппарат и сердечно-сосудистую систему.

Формирование характера - важная задача воспитания личности. Энергичность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя свобода и уверенность в себе у ребенка проявляются на занятиях в различных спортивных и танцевальных студиях. Исследования в области детской хореографии, проводимые Л. С. Андрусенко, демонстрируют, что в танцевальное искусство является универсальным средством формирования личности ребенка [1].

Хореография - это особый вид искусства, который позволяет приобрести уверенность в себе. Самое главное отличие хореографии состоит в том, что человек способен при помощи танца выразить все чувства, переживания и внутреннее состояние, донести свой посыл зрителю. Современный танец одно из направлений танца, многообразное по формам воплощения. Это придает ему уникальность и делает важным фактором развития творческой личности. Важнейшее требование к условиям формирования личности - это свобода и творчество. Во время занятий современным танцем этот процесс проявляет себя особенно интенсивно в процессе танцевальной импровизации [2].

Импровизация предполагает глубокую внутреннюю работу личности, а также является двигателем развития индивидуальности. Владение танцевальной техникой - очень важная черта, которой должны обладать танцовщики. В процессе импровизации изменяется мышление, возникает особое внимание к своему телу, личной истории, появляются внутренние импульсы. Таким образом танец наполняется содержанием и чувствами. Импровизация способствует большему развитию, становлению личности, созиданию танцора. Характерной чертой импровизации является то, что создание чего-то нового и его воспроизведение происходят в один и тот же момент. Другая отличительная особенность - публичность. Импровизация используется не только в хореографии, но и в любой другой деятельности и служит показателем творчества. Детская импровизация является очень важным воспитательным ресурсом, поскольку это творчество в стихийном проявлении, самовыражение ребенка, его самоутверждение. Танцевальная импровизация - это жизнь в постоянном движении, яркое проживание каждого мгновения своего движения, умение читать послания, которые передает нам наше собственное тело. Это шанс и возможность достичь более полной, более насыщенной, здоровой и прекрасной жизни.

Через современный танец воспитываются и нравственные качества. Ребенок учится сопереживать героям танца, радоваться вместе с ними, проявлять свое отношение, различать плохое и хорошее и делать выводы, отмечает Е. Васенина [3]. Работа в коллективе позволяет ребенку осознавать танцевальный материал, налаживать межличностные отношения и отношения в группе, повышать спонтанность в выражении различных чувств, стимулировать активность и инициативу в установлении и поддержании отношений. Также немаловажен менталитет коллектива или студии, в которой ребенок обучается танцу. Значительно все, что делает и говорит педагог, включая его внешний вид: подтянутость, опрятность, хорошие манеры, походка. Для педагога важно помнить, что, войдя в класс с приветливой улыбкой на лице, педагог сразу создает благоприятную атмосферу для успешного проведения занятия.

Таким образом, современный танец - это прежде всего язык человеческих переживаний, чувств и эмоций. Сегодня перед педагогикой встал вопрос о поиске новых наиболее эффективных воспитательных и психокоррекционных методов развития личности. Один из таких методов - современный танец. Кроме того, это не только способствует становлению и развитию личности, но и является средством снятия психологического напряжения.

Литература
1. Андрусенко, JI. C. Детское хореографическое творчество в художественной культуре России XX - начала XXI вв.: автореф. дис.. канд. искусствоведения : 17.00.09 / Людмила Сергеевна Андрусенко. - Санкт-Петербург, 2008. - 30 с.
2. Балет. Танец. Хореография: краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. H. A. Александрова. - Санкт-Петербург: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. - 416 с.: ил. - (Мир культуры, истории и философии).
3. Васенина, Е. Российский современный танец. Диалоги / Е. Васенина. - Москва: Emergency Exit, 2005. - 249 с.

Щука В. А.

Современный танец как средство формирования и развития личности

Опубликовано 06.07.2019 13:45 | Просмотров: 1599 | Блог » RSS