24.07.2019 09:44

Социальная инициатива студентов как фактор повышения качества специалиста в вузе. Часть 2

Социальная инициатива студентов как фактор повышения качества специалиста в вузе. Часть 2

В настоящее время в обществе получает все более широкое распространение такая форма гражданской активности личности как социальная инициатива. В различных проявлениях социальная инициатива используется общественными организациями, объединениями и отдельными гражданами. Также социальная инициатива используется в образовательных учреждениях различных типов и уровней в качестве инструмента гражданского воспитания обучающихся, их нравственного и духовного развития. Однако в данной интерпретации социальная инициатива никогда не рассматривалась как фактор повышения качества профессиональной подготовки. Как правило, использование социальной инициативы выносилось за рамки процесса обучения в сферу воспитательного процесса или дополнительного образования [6].

Мы считаем, что возможной формой организации образовательного процесса в вузе, способствующей формированию субъектной позиции студента, развитию социальной активности будущего специалиста выступает социальная инициатива. Изначально мы исходили из следующего понимания инициативы. Инициатива - тип социальной активности, связанный с выдвижением новых идей или форм деятельности.

В контексте вышесказанного инициатива выступает сущностной характеристикой социального поведения и является необходимым компонентом в достижении целей профессиональной адаптации, самореализации будущего специалиста в обществе (М. А. Галагузова, А. В. Волохов) [7].

С другой стороны, инициатива - это способ взаимодействия будущего специалиста и всех социально-экономических сфер жизнедеятельности региона, обеспечивающий в этом случае двусторонний процесс выявления, принятия, содействия удовлетворению обоюдных потребностей специалиста и общества [7].

Таким образом, социальная инициатива удовлетворяет всем основным требованиям повышения качества специалиста в вузе. Она является формой организации самостоятельной работы студентов и формой выражения их образовательных потребностей. Социальная инициатива является связующим звеном между образовательным процессом в вузе и потребностями сообщества в будущем специалисте, воплощенным в деятельности студента как будущего специалиста.

1. Азаров, Ю. Студент: возможности личностного роста / Ю. Азаров // Высшее образование в России, 2002. - № 1. - С. 50-57.
2. Арженовский, C. B. Вузы и регион: стратегия развития взаимодействия / C. B. Арженовский. - Ростов - на - Дону, 2003 г.
3. Бондаренко, В. Образовательная среда учебного округа / В. Бондаренко, В. Красильникова // Высшее образование в России. 2003. - № 3. - С. 99-103.
4. Бордовский, Г. А., Нестеров A. A., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография / Г. А. Бордовский, A. A. Нестеров, С. Ю. Трапицын. - СПб: изд-во «РГПУ им. А. И. Герцена», 2001. - 359 с.
5. Виноградов, В.Н. Социальное проектирование локального гражданского сообщества в рамках муниципального образования / В. Н. Виноградов. - СПб., 2003. - 136 с.
6. Гликман, И. Оценка студентами качества преподавания в вузе / И. Гликман // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2001. - № 5. - С. 20-21.
7. Гогоберидзе, А. Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: автореф. дис. докт. пед. наук. / А. Г. Гогоберидзе - СПб, 2002. - 46 с.
8. Дашевская, Л. В. Социальная инициатива студентов как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе: дис. д-ра пед. наук / Л. В. Дашевская. - СПб., 2005. - 147 с.
9. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс] disserCat. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialnye-initsiativy-studentov-kak- faktor-povysheniya-kachestva-podgotovki-spetsialista-v-#ixzz2OSdrWCWt.

Е. Гунбин

Социальная инициатива студентов как фактор повышения качества специалиста в вузе. Часть 2

Опубликовано 24.07.2019 09:44 | Просмотров: 786 | Блог » RSS