24.07.2019 09:46

Социальная инициатива студентов как фактор повышения качества специалиста в вузе. Часть 1

Социальная инициатива студентов как фактор повышения качества специалиста в вузе. Часть 1

В условиях вхождения России в Болонский процесс и глобализации современного рынка труда проблема конкурентоспособности российского высшего образования занимает особое место в государственной политике в сфере образования. Глобальная конкуренция предполагает усиление практической направленности образования, а это, в первую очередь, означает повышение требований к профессиональному образованию - профессиональному в широком смысле этого слова. Качество профессиональной подготовки специалиста в вузе становится ведущей идеей государственных документов, определяющих развитие системы высшего образования в России. Современное профессиональное образование характеризуется переходом от знаний к личностно - ориентированной парадигме. Это подход, по мнению В. А. Сластенина, последовательного движения педагогической мысли от односторонне - функционального к целостному представлению о профессиональном образовании, в котором процессы овладения профессией и профессионального совершенствования включены в широкое пространство социальной, профессиональной и личностной самореализации человека[1].

Целью и результатом профессиональной подготовки в этом контексте является определенный тип самостоятельного человека - квалифицированный профессионал, обладающий необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, подготовленный к включению в социальную и производственную среду. Сохранить и повысить конкурентоспособность высшего образования России возможно лишь в случае его опережающего развития в русле общемировых тенденций. Анализ тенденций развития высшего образования и основ управления качеством показывает, что в повышении качества профессиональной подготовки современного конкурентоспособного специалиста в вузе можно выделить две основные линии:
1) расширение самостоятельности студента в образовательном процессе как субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута и трансформация традиционного образования в образовательную услугу, ориентированную на качественное удовлетворение явных и скрытых образовательных потребностей общества;
2) самостоятельность студента в образовательном процессе рассматривается в Болонской декларации как его право на образовательную мобильность независимо от рамок отдельного высшего учебного заведения и даже от рамок отдельного государства и является результатом расширения в вузах доли учебных курсов по выбору, внедрения технологий дистанционного обучения, построения многоуровневой системы обучения. Это приводит к тому, что система высшего образования стремительно теряет свою организационную «изолированность» от общества в рамках образовательных учреждений, традиционно закрепляемую константами образовательных программ, времени обучения, форм обучения и контроля над результатами обучения. Подобная институализация становится все более гибкой, ориентируясь на динамичное изменение образовательных потребностей общества. Качественная подготовка конкурентоспособного специалиста становится результатом тесного конструктивного взаимодействия вуза и общества [5].

В результате эти две основные линии повышения качества подготовки специалиста взаимосвязаны в инновационной деятельности студента, который способен выступить субъектом образовательного процесса, только концентрируя в рамках собственной личности образовательные, профессиональные и гражданские запросы власти, работодателей, общества, синтезируя их в субъектной позиции, отвечающей его личностным интересам и проявляющейся в его самостоятельном целеполагании, творческой организации образовательного процесса и социальной ответственности за достигнутые результаты [7].

Е. Гунбин
Продолжение следует

Социальная инициатива студентов как фактор повышения качества специалиста в вузе. Часть 1

Опубликовано 24.07.2019 09:46 | Просмотров: 799 | Блог » RSS