07.10.2020 19:15
Снижение неравенства в России через перераспределение налоговой нагрузки
Проблема социального неравенства является актуальной для России. Снизить неравенство можно посредством множества различных инструментов, одним из которых является налоговый механизм. Через перераспределение налогового бремени между различными группами населения мы можем добиться экономического роста нашей страны.
На данный момент, по показателю налоговой нагрузки Россия относится к странам с умеренно-фискальной налоговой системой. Отсюда делают вывод о не столь высокой налоговой нагрузке на российских налогоплательщиков. Но налоговая система РФ является неэффективной, и одним из факторов неэффективности является чрезмерная налоговая нагрузка на большинство граждан с невысокими доходами, которая сдерживает рост национальной экономики (недостаток финансовых ресурсов приводит к сокращению потребительского спроса и, как следствие, к снижению ВВП).
Необходимо повышать эффективность налоговой системы через воздействие с помощью налоговых механизмов на потребителя, который в отличие от производителя среагирует быстрее на снижение налоговой нагрузки, что приведет к росту ВВП нашей страны. Опыт снижения налога на прибыль доказал данный факт (снижение в 2009 году ставки до 20% не привело к существенному росту ВВП) [1]. С учетом влияния и иных факторов на ВВП мы делаем лишь предположение о слабой реакции производителей. Но при этом снижение ставки НДФЛ, к примеру, может привести к дефициту бюджета, поэтому главный выход из ситуации - перераспределение налогового бремени внутри потребительских групп.
По данным федеральной службы государственной статистики РФ на 2014 год свыше 50% населения имеет доход до 25 тыс. руб. При этом как минимум у 14% населения доход ниже прожиточного минимума даже без учета всех налоговых изъятий [1]. То есть большая часть населения живет «от зарплаты до зарплаты», а 14% находится в крайне жестких условиях жизни. Таким образом, перераспределение налоговой нагрузки должно осуществляться в пользу граждан с невысокими доходами.
Отсюда выделим возможные пути повышения благосостояния граждан с невысокими доходами через перераспределение налогового бремени:
• Переход к прогрессивной шкале налогообложения НДФЛ.
Необходимо перейти к прогрессивной шкале налогообложения совместно с усилением контроля над высокодоходной частью населения (Россия уступает лишь США по числу долларовых миллиардеров, вкладывающих свои средства в экономику других стран, поэтому данный шаг будет справедлив).
• Реформирование в сфере социальных страховых взносов.
По данным РИА-Рейтинг, по общей налоговой нагрузке с учетом страховых взносов Россия занимает одну из ведущих позиций, уступая Италии, Чехии. В данном вопросе мы сталкиваемся с рядом проблем, которые необходимо решить.
Во-первых, с фонда заработной платы поступает определенный процент в ФОМС, но как таковой отдачи мы не замечаем (например, нехватка врачей, постоянные очереди). Необходимо повысить эффективность расходования средств ФОМС с видимой отдачей или же предложить иные пути изменения ситуации (например, создать резервный фонд, в который перечислялись бы в конце года средства с возможностью использования их на частных врачей, если человек ни разу за год не воспользовался бесплатной медицинской помощью).
Во-вторых, государственный пенсионный фонд РФ переходит на балльную систему. Необходимо пересмотреть данную систему (например, часть отчислений от 22% переводить в негосударственные ПФ с усиление системы контроля над ними, так как при новой системе максимально возможная пенсия составит 25 тыс.руб.) [3].
• Повышение налоговых вычетов.
К примеру, налоговые вычеты на детей необходимо увеличивать. В среднем 182 рубля на ребенка - это очень мало при данном уровне цен.
• Снижение акциза на бензин и реформирование транспортного налога и налога на роскошь.
С 1го апреля повышен акциз на бензин на 2 рубля, а это означает рост цен на всё. Необходимо снизить акцизы на бензин и провести взамен реформирование налога на роскошь и транспортного налога.
Реформирование транспортного налога заключается в следующем: необходимо производить расчет данного налога не с количества лошадиных сил, а со стоимости автомобиля. Это обусловлено тем, что, к примеру, за бывший в употреблении автомобиль VolvoS70 (1997г.) стоимостью 115 тыс. руб., необходимо платить столько же (около 18 тыс. руб.), сколько и за новый автомобиль Audi q5 (2016г.) стоимостью 3 млн. руб [4], [2].
Или же, налог на роскошь: налог на владельца автомобиля марки Rolls-Royce Phantom (2016г.) стоимостью 32 млн. руб. составляет 207 тыс.руб. при максимально существующем повышающем коэффициенте [2]. На мой взгляд, около 17 тыс. руб. в месяц не ударит по карману данного потребителя, поэтому мы можем перекинуть часть нагрузки на данную категорию граждан в защиту потребителей с невысоким доходом. В связи с этим, необходимо, как минимум, повысить максимальную границу введенного повышающего коэффициента.
Подводя итог, можно отметить: необходимо поддержать большую часть населения РФ и предоставить им иную жизнь, как минимум выше, чем «от зарплаты до зарплаты» через перераспределение налогового бремени, что приведет к повышению эффективности налоговой системы РФ, а также и к росту эффективности экономики страны в целом.
Список литературы
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].- электрон.дан.-[Россия], 1999-2016.-URL : http://www.gks.ru.-Яз.рус.-(04.04.2016)
2. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс].-электрон.дан.-[Россия], 2005- 2014.-URL: https://www.nalog.m/m10/.-Яз.рус.-(07.04.2016)
3. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс].-электрон.дан.- [Россия], 2008-2016.-URL: http://www.pfrf.ru/branches/komi/news/~2016/01/21/105284.-Яз.рус.- (07.04.2016)
4. АВТО.РУ ХОЛДИНГ [Электронный ресурс].-электрон.дан.-[Россия], 1996-2016.-URL: https://auto.ru//.-Яз.рус.-(11.04.2016).
Аннотация. В статье анализируется проблема социального неравенства в России и пути её решения. Авторы показывают, что есть конкретные пути повышения благосостояния большей части населения РФ через перераспределение налоговой нагрузки среди различных групп граждан.
Ключевые слова: социальное неравенство, налог, налоговая нагрузка, налоговое бремя, валовой внутренний продукт, потребительский спрос, эффективность.
Е. А. Рысева
Опубликовано 07.10.2020 19:15 | Просмотров: 663 | Блог » RSS |