20.09.2019 17:30

Сюжетно-композиционная роль детских вещей в романе Владимира Набокова «Защита Лужина»

Сюжетно-композиционная роль детских вещей в романе Владимира Набокова «Защита Лужина»

В нашем исследовании мы рассматриваем сюжетно-композиционную роль мотива детских вещей в творчестве Владимира Набокова. Цель нашей работы - выяснить, какое место занимают детские вещи и книги в повествовании романа и каким образом они влияют на развитие сюжета.

В творчестве Набокова важнейшее значение имеют мотив памяти и мотив детства. В «Защите Лужина» эти мотивы раскрываются автором при помощи воспоминаний главного героя и детализации его детства, подробного описания детских вещей.

Образ Лужина трагедиен. Призвание главного героя - шахматы, но игра вытесняет, выталкивает Лужина из реального мира. Лужина подводит рассудок, когда он разыгрывает трудную партию с шахматистом Турати. В конце романа шахматная игра заставляет Лужина покончить с собой.

Мотив шахмат, шахматной доски, - связующий мотив в романе. Лужин нашёл небольшую шахматную доску с трещиной на чердаке дачи, где он укрылся от неумолимо приближавшейся судьбы: изгнанный из детства, он станет взрослым и пойдёт в гимназию. В шахматной доске, именно с дефектом, кроется гибель героя, о которой читатель узнает позже. Трещина в доске также символизирует конфликт в душе Лужина и раскол романа на две части, повторяющие друг друга.

Шахматная доска ещё в первой части романа становится символом болезни: именно она появляется в бреду маленького Лужина, когда шахматы впервые создали конфликт между игровой и повседневной реальностями героя.

Во второй раз Лужин заболевает гораздо тяжелее. Продуманная Лужиным защита не срабатывает в бою с Турати, с четырнадцатого хода он начинает повторять пройденную партию. Игра разрушает рассудок Лужина: он вынужден повторить путь, который уже прошёл ребёнком. Когда главный герой находит в кармане пиджака маленькую шахматную доску, он так же прячет её от жены, как он прятал шахматы от родных в детстве. Круг замыкается. Из-за того, что Лужин чувствует постоянно повторяющиеся комбинации его жизни, которую он теперь не отличает от шахматной партии, его разум начинает искать выход из игры.

Таким образом, мотив детских вещей в романе Владимира Набокова «Защита Лужина» - один из главных. Детская шахматная доска с трещиной становится центром романа. Детские вещи направляют повествование, благодаря им две сферы повествования, которые находятся в пространстве друг над другом, соединяются в единое целое и расширяют перспективу романа.

Литература
1. Набоков, В. Защита Лужина: Роман. - СПб: Издательская группа «Азбука-классика», 2007. - 286с.
2. Набоков, В.В. Предисловие к американскому изданию романа «Защита Лужина» // Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе / Сост., предисл., коммент. Н.Г. Мельникова. - М.: Издательство «Независимая газета», 2002. - 704с.
3. Бойд, Б. Владимир Набоков: русские годы: Биография / Б. Бойд. - М.: Издательство «Независимая Газета»; СПб.: Симпозиум, 2010. - 696с.
4. Носик, Б. Мир и дар Владимира Набоков: Первая русская биография / Б. Носик. СПб.: Пенаты, 1995. - 552с.
5. Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова. - М.; СПб.: Летний сад, 2001 - 188с.

А. В. Желудкова

Сюжетно-композиционная роль детских вещей в романе Владимира Набокова «Защита Лужина»

Опубликовано 20.09.2019 17:30 | Просмотров: 655 | Блог » RSS