16.09.2019 22:39

Реформы силовых структур современной России в политико-ресурсном измерении (на примере МВД РФ)

Реформы силовых структур современной России в политико-ресурсном измерении (на примере МВД РФ)

Реформа системы органов внутренних дел, начавшаяся в 2009 г., является шестой по счету в истории современной России и по праву считается самой масштабной [5]. Инициированные Президентом РФ коренные преобразования изначально носили характер политической реформы и предполагали значительное влияние на политическую ресурсность МВД, место и роль этой силовой структуры в российской политике.

О политической сущности реформы МВД свидетельствует даже приоритетное использование термина «модернизация» вместо термина «реформа» [2], что показывает желание правящей элиты вписать реформирование МВД в общие процессы политической модернизации страны, де-факто представляющие собой корректировку политической реальности под интересы властвующих.

Сокращение численности сотрудников милиции на 20% - первый элемент политико-ресурсной стороны исследуемой реформы [2].

Сокращение, особенно сотрудников центрального аппарата, является одной из наиболее эффективных мер очистки рядов от самостоятельно мыслящих сотрудников, составляющих обязательное условие превращения политической ресурсности в политическую субъектность, что не вписывается в политико-инструментальные представления правящего класса.

Политически значимому реформированию подверглось ядро силового аппарата МВД - система отрядов особого назначения и отрядов специального назначения. В этой сфере также имели место определенные изменения: 121 отряд особого назначения и 87 отрядов специального назначения общей численностью 25 тыс. человек были объединены в централизованную систему управления [6], что укрепило вертикаль власти в МВД, однако существенно ограничило в оперативности использования своего силового инструмента.

Важным политико-ресурсным аспектом реформы МВД является избавление полиции от избыточных функций [3]. Так как за каждой функцией органа государственной власти закреплен определенный объем полномочий и конкретная сфера контроля, то передача от МВД «избыточных» функций негативно скажется на его политической ресурсности.

Курсу на ограничение политической субъектности МВД соответствует система контроля и надзора за деятельностью полиции, включающая в себя государственный, общественный, судебный и прокурорский надзор и контроль, активизацию кампании по развитию системы общественных советов при органах внутренних дел, повышение информационной открытости деятельности полиции [1], усиление роли подразделений собственной безопасности.

В рамках развития кадрового потенциала МВД принимается ряд мер, направленных на «закрытие» системы органов внутренних дел, формирование «касты» полицейских: вводится институт поручительства при приеме на службу, психологические тестирования, проверка на полиграфе, в перспективе - обязательность высшего юридического образования или соответствующей юридической переподготовки для службы в полиции, существенно повышается уровень денежного содержания сотрудников полиции[4]. По сути, оставив в системе благонадежных людей, власть стремиться её законсервировать, сформировать «новое дворянство».

В целом, реформа МВД России характеризуется ярко выраженным политико-ресурсным измерением, проявляющимся в ослаблении тех ресурсов системы органов внутренних дел, которые носят политико-субъектный характер, при усилении ресурсов, составляющих основу политико-инструментального потенциала полиции. Вместе с тем, реализуются мероприятия по формированию новой социально-профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел и созданию политико-административного контекста, исключающего проявления МВД своей политической ресурсности в качестве самостоятельного актора политического процесса в современной России.

Литература
1. О полиции: федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск № 5401. 2011. 8 февраля.
2. Пастухов В.Б. Реформа МВД как сублимация политической реформы в России // Полис. 2010. № 10. С. 23-40.
3. Полицейский вопрос // Российская газета. Неделя № 5096(17). 2010. 28 января.
4. Рузанова Н. Полицейский - он же и юрист // Российская газета. Федеральный выпуск № 5544(168). 2011. 03 августа.
2009. Таратута Ю., Архипов И., Седаков П. Мистерия внутренних дел // Русский nesweek. № 6. С. 26-31.
5. ФалалеевМ. ОМОН раскулачили // Российская газета. Федеральный выпуск №5545 (169). 2011. 04 августа.

Д.Е. Петров

Реформы силовых структур современной России в политико-ресурсном измерении (на примере МВД РФ)

Опубликовано 16.09.2019 22:39 | Просмотров: 535 | Блог » RSS