13.12.2019 17:20

Рефлексивный подход в выборе эффективных мнемонических приемов для освоения иностранной лексики в высшей школе

Рефлексивный подход в выборе эффективных мнемонических приемов для освоения иностранной лексики в высшей школе

Актуальность проблемы исследования определяется следующими положениями: коммуникативная компетенция - одна из основных общекультурных компетенций человека, использование мнемонических приемов способствует более эффективному и быстрому усвоению иностранной лексики, отбор мнемонических приемов может осуществляться на основе рефлексивного подхода, эффективность их индивидуальна.

Цель: оценить эффективность некоторых известных мнемонических приемов на основе рефлексии.

Мнемотехника (греч. «искусство запоминания») - это совокупность специальных приемов, облегчающих процесс запоминания нужной информации путем образования ассоциативного ряда.

Рефлексия (лат. «обращать назад») - способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Рефлексия заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков.

Появившись в Древней Греции, мнемоника прошла долгий путь от техники, используемой ораторами до предмета научного исследования. Мнемотехника была особенно важным приемом в дописьменные периоды человеческой истории, тем не менее, «открытие» мнемонической техники приписывается греческому поэту Симониду Кеосскому. Сегодня, мнемонические приемы балансируют на грани сугубо научного интереса, связанного, прежде всего, с изучением человеческого мозга, и интересом самой широкой публики, в том числе студентов к их практическому использованию. Дискуссии о наиболее эффективных приемах усвоения новой информации активно ведутся в интернете, где блоггеры обмениваются собственным опытом.

В данной работе представлены основные мнемонические приемы, используемые автором в процессе изучения шведского языка. Мнемонические техники представлены в порядке эффективности: от наименее эффективных (классификация составлена на основе личного опыта автора) до наиболее действенных.

Рифмизация - наиболее древний и простой прием, который заключается в создании рифмованных пар. Техника способствует усвоению небольших объемов информации. Например, жена дровосека - att steka/шв. «жарить»; я tror ты мой bror/шв. «полагаю», «брат».

Стикеры и карточки - довольно популярный способ, который задействует моторику, а также, визуальную память. Возможность наклеивать стикеры на предметы, использовать электронные приложения, позволяет необходимой информации постоянно быть на виду. Карточки - во многом схожи со стикерами, на их использование требуется больше усилий, что также способствует лучшему запоминанию. Со временем, реакция на стикеры и карточки притупляется, а их количество начинает заметно превышать количество освоенного материала.

Песни - подключают аудиопамять, кодируя информацию звуком, устанавливается стойкая ассоциация. Метод эффективен в основном для запоминания небольших фрагментов или определенного набора слов, связанных между собой (например, дни недели, счет)

Ассоциации - позволяют создать смысловую пару, где подбирается слово из родного языка близкое по фонетическому звучанию к запоминаемому (например, кофта - ofta/шв. «часто»; ролик - roligt/шв. «веселый»). Выстраивание сюжетной линии также способствует созданию устойчивых ассоциаций.

Рисунок - создается в качестве «зрительного каркаса», смысловая нагрузка которого позволяет обращаться к материалу в произвольном порядке и с произвольной точки. Рисунок является самым синкретическим приемом, оставляющим полную свободу творчества. Он включает в себя: ассоциативный ряд, визуальную подачу материала и моторику. Рисунок способствует наиболее долгосрочному запоминанию, благодаря формированию устойчивого образа.

Выводы: на основе самонаблюдения и данных других пользователей выявлено, что при изучении иностранного языка, целесообразно обеспечить не только отбор мнемотехник, но и оценить наиболее эффективные. Необходимо отметить, что градация по степени эффективности весьма условна и индивидуальна.

Исследование выполнено в рамках Программы стратегического развития университета, проект «Психолого-педагогического сопровождение образовательного процесса в университете».

Е. С. Бабенко

Рефлексивный подход в выборе эффективных мнемонических приемов для освоения иностранной лексики в высшей школе

Опубликовано 13.12.2019 17:20 | Просмотров: 669 | Блог » RSS