25.12.2019 11:12

Развитие временных представлений у детей с общим недоразвитием речи посредством рассказывания

Развитие временных представлений у детей с общим недоразвитием речи посредством рассказывания

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что знание особенностей временных представлений детей с общим недоразвитием речи позволит вовремя провести коррекционную работу, правильно подобрать педагогические приемы научения, индивидуализировать процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Использование рассказов позволит повысить эффективность коррекции временных представлений.

Необходимо сформировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Восприятие детьми текучести времени можно закреплять, используя наблюдения, приборы для определения времени, проблемные ситуации и художественное слово.

Цель использования художественных произведений - стимуляция познавательной деятельности, развитие способности к самостоятельному мышлению. Произведения учат рассуждать, что так необходимо для детей с общим недоразвитием речи.

Мы использовали лучшие образцы авторского и народного карельского творчества. Это произведения О. Никонова, М. Сысойкова, В. Сергина, В. Силина, Т. Сумманен, Ф. Соколовой, Д. Сергеева, А. Сгадова, И. Сааринен, В. Брендоева и других карельских поэтов и писателей.

При построении занятия по развитию речи учитывались принципы взаимосвязи различных разделов речевой работы:
- обогащение и активизация словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие элементарного осознания языковых явлений;
- развитие связной речи (особенно у старших дошкольников).

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Важны правильно поставленные вопросы. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, формируются временные понятия.

По каждому времени года были подобраны загадки, стихи, пословицы, поговорки, народные приметы

Таким образом, рассказу в формировании временных представлений должно быть отведено большое место. Рассказ является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка.

А. М. Андреева

Развитие временных представлений у детей с общим недоразвитием речи посредством рассказывания

Опубликовано 25.12.2019 11:12 | Просмотров: 670 | Блог » RSS