25.11.2020 12:27

Разработка модели повышения доступности медицинской и фармацевтической помощи за счет средств НМ/ДМ (на примере Кипра). Часть 1

Разработка модели повышения доступности медицинской и фармацевтической помощи за счет средств НМ/ДМ (на примере Кипра). Часть 1

В рамках практических занятий дисциплины «Фармации за рубежом» изучение специфических особенностей территориальных фармацевтических рынков является актуальным для будущих фармацевтических работников. Многогранная аналитическая работа формирует системные знания о развитии фармацевтической деятельности в зарубежных странах. Студенты изучают основные фармацевтические понятия и концепции, морально-этические нормы и принципы, действующие на мировом фармацевтическом рынке. В данном случае проведен анализ фармацевтического рынка республики Кипр.

В 2013 году население Кипра составляло около 858000, а валовый внутренний продукт (ВВП) около 16500 евро на душу населения. Система здравоохранения страны подразделяется, как ив других странах, на государственный и частный сектора. Имеют право на страховое покрытие государственного сектора лица с годовым доходом не более 15400 евро, а так же хронические больные и госслужащие, вместе составляющие около 83% населения. Среднестатистический житель Кипра тратит на покупку лекарств 322 евро в год, а это значение ниже, чем в Евросоюзе, где в среднем тратится 349 евро.

Препараты государственного сектора, которые свободно доступны для пациентов с государственным медицинским страхованием, централизованно закупаются Министерством здравоохранения с помощью двух типов тендеров: открытые приглашения и сделки.

В открытом приглашении, которое используется для закупки около 75% лекарств, потребляемых в государственном секторе, закупки происходят следующим образом: министерство здравоохранения создает запрос на количество лекарств и приглашает производителей со всего мира участвовать в тендере. Категории тендеров обычно включает в себябрендованный патентованный препарат и препараты-дженерики с таким же активным действующим веществом. Процесс приглашения длится около восьми месяцев - время доставки лекарств не учитывается. После того, как цена тендерной заявки согласуется как министерством здравоохранения, так и с производителем, она является юридически обязательной и не может быть изменена. Тендерные цены на дженерики в государственном секторе, как правило, на 20-70% ниже, чем в частном секторе оптовых цен. В крайних случаях, цены в частном секторе могут быть более чем в 30 раз выше, чем в государственном секторе. Для патентованных препаратов цены в государственном секторе отличаются и являются на 5—10% ниже, чем цены в частном аптечном секторе. Правительство распространяет лекарства в 11 больниц и в 34 розничные аптеки на Кипре, на каждое учреждение приходится примерно 15500 пациентов государственного сектора. Ежегодные затраты на хранение, распространение и реализацию лекарственных препаратов в аптеках составляет около 6,3 миллионов евро.

Все препараты кипрского государственного сектора перечислены в Национальном формуляре, который включал около 1800 наименований. Почти все лекарства, используемые на Кипре для лечения рака, гемофилии, гепатита В, гепатита С и вируса иммунодефицита человека продаются исключительно в государственных аптеках, потому что все пациенты с этими болезнями имеют право на пользование государственными услугами.

Цены на лекарственные средства дороже 10 евро пересматриваются через каждые 2 года, стоимость более дешевых лекарств остается постоянной. Цены в частном секторе на Кипре являются одними из самых высоких в Европе, в основном потому, что данная система ценообразования основывается на официальных ценах в выбранных странах и различные скидки не учитываются.
В настоящее время количество частных аптек на Кипре составляло почти 500- то есть примерно одна аптека на 300 пациентов частного сектора. В аптеке цена препарата включает в себя фармацевтическую наценку и налог на добавленную стоимость в размере 5%. Наценка определяется по оптовой цене упаковки лекарства и составляет 37%, 33% и 25% для упаковок, которые стоят меньше 50 евро, между 50 и 250 евро и более 250 евро соответственно. Фармацевты частного сектора также взимают фиксированную плату в размере 1 евро за рецепт [1; 606-613].

На Кипре фармацевтическая промышленность представлена несколькими основными производителями. Кроме того, есть один производитель сырья. Значительная часть (95%) продуктов местного производства отправляется на экспорт, следовательно, местная промышленность не играет большой роли на местном рынке, но, с другой стороны, это делает кипрскую фармацевтическую промышленность важным источником внешних доходов. Исследования и разработки в основном ограничены характером отрасли- производство дженериков.

Е. В. Бочарова
Продолжение следует

Разработка модели повышения доступности медицинской и фармацевтической помощи за счет средств НМ/ДМ (на примере Кипра). Часть 1

Опубликовано 25.11.2020 12:27 | Просмотров: 125 | Блог » RSS