25.12.2019 11:09

Работа над устным пересказом во втором классе

Работа над устным пересказом во втором классе

Проблема развития речи актуальна всегда, и особенно - сегодня. Программы школы предусматривают учебные занятия по развитию речи, в частности по формированию связной речи в начальных классах на уроках и индивидуальных занятиях.

Одним из наиболее распространенных и доступных средств развития речи является использование в ходе уроков чтения различных видов пересказа. Что же такое «пересказ»? Согласно академическому словарю: «Письменное или устное изложение своими словами чего-либо прочитанного или услышанного».

Практика показывает, что целенаправленное обучение устному пересказу как виду речевой деятельности (в отличие от изложения) фактически отсутствует. Задание «пересказать текст» учащиеся выполняют кто как может, но абсолютно стихийно. Одни тратят на это целый вечер, прикладывая массу усилий и времени, а на уроке вместо пересказа у них получается «исполнение» почти наизусть. Большинство же худо-бедно излагают лишь общую канву, от чего вся «художественность» начисто пропадает.

Анализ различных учебно-методических комплектов по русскому языку и литературному чтению показал следующее. Практически во всех учебниках есть задания, в которых требуется пересказать, однако нет подготовительных заданий для осуществления пересказа, нет рекомендаций, как готовится к пересказу, чтобы он был точным и правильным.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа для того, чтобы исследовать эффективность приемов мнемоники и перефразирования при обучении устному пересказу.

С целью определения степени владения учащимися устным пересказом во втором классе был проведен пересказ по рассказу В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол». Каждому из восьми учащихся было предложено прочитать текст и пересказать его.

Для анализа пересказа использовались следующие критерии:
- Общее количество слов в пересказе учащегося.
- Количество знаков спонтанности.
- Авторские предложения, воспроизведенные дословно (АП) - повторение всего предложения целиком или значительной его части.
- Искажение (И) - искажение смысла текста, в результате которого его понимание или затруднено или изменяется (например, меняется картинка, «нарисованная» автором).
- Количество замен: перифразирование (ПФ) - передача другими словами смысла, заключенного в одном предложении, или в нескольких предложениях, или в части предложения.
- Пропуск (ПР) - отсутствие фразы исходного текста и соответствующего содержания.

Проанализировав все работы по данным критериям, мы увидели, что уже на констатирующем этапе уровни пересказа значительно различаются: есть пересказы подробные, которые полностью отражают смысл произведения, а есть такие, в которых смысл потерян; только один учащийся смог передать весь колорит, всю яркость прочитанного произведения; преобладают немотивированные паузы (например, эмм) и повторы.

Работа по подготовке учащихся к устному пересказу проводилась на уроках русского языка и литературного чтения в несколько этапов.
1 этап: «Вводное занятие по теме «Пересказ»».
Цель: познакомить учащихся с видами пересказа.
В ходе урока учащиеся попробовали применить на практике различные виды пересказа.
2 этап: «Составление пересказа по серии сюжетных картинок».
Цель: учить описывать ситуацию по серии сюжетных картинок.
Анализ полученных пересказов показал, что хронологию событий ученики устанавливать умеют. Конечно, есть некоторые стилистические «шероховатости». Некоторые учащиеся грамматически неверно строят предложения, упускают «связки» между кадрами, допускают повторы.
3 этап: «Составление раскадровок с последующим пересказом».
Цель: учиться передавать авторский замысел своими словами с использованием готовой раскадровки.
Отметим, что использование раскадровок позволило учащимся легко восстановить в памяти описанные в рассказе события и передать их своими словами.
4 этап: «Перифразирование».
Цель: познакомить учащихся с приемом, который позволит передавать смысл произведения «своими словами».
Данный прием использовался на каждом уроке при работе с текстом.
5 этап: Перепутанный пересказ.

Всего было проведено 15 уроков и фрагментов уроков по работе над устным пересказом.

На контрольном этапе был проведен пересказ, в котором приняли участие те же учащиеся. Для пересказа был предложен текст басни Л. Н. Толстого «Мужик и лошадь».

Все пересказы были проанализированы по тем же критериям.

Прежде всего отметим, что отразить смысл данного произведения уже смог каждый учащийся. Кроме того, речь учащихся стала более непринужденной и эмоционально яркой. Второклассники реже стали использовать в своей речи повторы и немотивированные паузы.

Таким образом, мы видим, что проделанная работа дала положительные результаты, поэтому каждый учитель должен стремиться целенаправленно организовывать деятельность по обучению пересказу.

М. А. Туцына

Работа над устным пересказом во втором классе

Опубликовано 25.12.2019 11:09 | Просмотров: 629 | Блог » RSS