03.12.2023 22:41
Проблемы религиозных прав коренных малочисленных народов Севера. Часть 2
В Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях", помимо прочего, закреплены две основные формы религиозных объединений: религиозная группа и религиозная организация, отличающихся по целому ряду оснований, начиная от требований, выполнение которых необходимо для создания последних, и заканчивая их правами и обязанностями. Религиозная группа не требует государственной регистрации, а лишь уведомления соответствующих органов, но и обладает довольно небольшим перечнем прав, в числе которых числятся лишь совершение богослужений, а также религиозное обучение и воспитание своих последователей. Религиозная организация, в свою очередь, обязана пройти государственную регистрацию, но и перечень ее прав благодаря этому заметно расширяется и, в том числе, включает в себя право на основание и содержание культовых зданий, сооружений, иных мест и объектов, непосредственно предназначенных для богослужений, а также права, связанные с производством и распространением религиозной литературы и предметов культа, а также целый ряд других прав[3;3].
Что касается коренных малочисленных народов, то их права в данной сфере являются довольно специфичными. Дело в том, что Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» закрепляет за последними лишь права на совершение религиозных обрядов, а также на содержание и охрану культовых мест[4;4], не закрепляя за ними право на религиозное воспитание и обучение. Дублирующая норма также содержится в Федеральном законе от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Исходя из вышесказанного, можно заметить явное несоответствие данных федеральных законов, выражающиеся в том, что представляется невозможным подведение общин коренных малочисленных народов под классификацию ныне существующих религиозных объединений, так как от обоих их видов они отличаются набором прав, а от религиозных объединений - отсутствием государственной регистрации.
Также вопросы вызывают сами правомочия, которыми наделены общины коренных малочисленных народов и их отдельные представители в религиозной сфере, во-первых, это законодательная формулировка "содержать и охранять", указанная в п.5 ст.10 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», касающаяся культовых мест[4;4]. Дело в том, что схожие правомочия имеются и у религиозных организаций, однако п.1 ст. 16 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" им также дано право основывать культовые места. Представляется, что законодатель не стал закреплять за коренными малочисленными народами схожее право из за предположения, что все их культовые объекты уже созданы за столетия проживания данных народов на соответствующих территориях, и в наше время нуждаются лишь в содержании и охране как объекты культурного наследия, а конкретно, по смыслу Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", достопримечательные места[5;1] что, по мнению автора, является не совсем верным, так как данное положение препятствует осуществлению права на вероисповедание коренных малочисленных народов.
Что касается прав на религиозное воспитание и обучение, указанное как в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов[1;3], так и закрепленное в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" как за религиозными группами, так и за религиозными организациями, то оно вообще отсутствует как ярко выраженное в части законодательства, касающегося коренных малочисленных народов. За ними закреплены лишь права на обучение традиционным способам хозяйствования и промыслам[4;4], а также в п.1 ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" закреплено общее право последних на воспитание и обучение детей общины в целях сохранения их культуры, исходя из традиций и обычаев своего народа. Даже если предположить, что законодатель имел в виду в том числе религиозные обычаи - то данное предположение не подтверждается п.3 той же статьи, уже напрямую касающейся религиозных прав.
Таким образом, автору представляется несовершенным законодательство Российской Федерации в части обеспечения религиозных прав коренных малочисленных народов. Чтобы исправить данные правовые проблемы необходимо внести изменения в Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", добавив туда еще один вид религиозного объединения - общину коренных малочисленных народов, в том числе с правами на создание культовых объектов, а также четко закрепленным правом на религиозное воспитание и обучение своих членов. Данные изменения должны вносится с последующим приведением в соответствие нормативных актов, напрямую касающихся прав коренных малочисленных народов.
Список литературы
1.Декларация ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 г. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml
2. Конституция Российской Федерации. Москва: Юридическая литература. 2014.
3. Федеральный закон от 26.09.1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СЗ РФ 1997г. № 39, ст. 4465.
4. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. No 18. Ст. 2208.
5. Федеральный закон от 25.06.2002 г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // СЗ РФ 2002г. №26, ст. 2519
В.А. Григоревский
Опубликовано 03.12.2023 22:41 | Просмотров: 169 | Блог » RSS |