24.09.2019 18:45

Проблемы и перспективы формирования профессиональной культуры специалистов по связя с общественностью в сфере ФКиС в рамках внеаудиторной пр

Проблемы и перспективы формирования профессиональной культуры специалистов по связя с общественностью в сфере ФКиС в рамках внеаудиторной пр

На фоне постоянно возрастающих требований работодателей к молодым специалистам отчетливо стало видно, что выпускники вузов все чаще не соответствуют требованиям современного рынка. Эту проблему в нашей стране решено решать через модернизацию современного высшего профессионального образования. Специальность связи с общественностью не стала исключением. В Российской ассоциации по связям с общественностью регулярно проводятся исследования, которые помогают вузам ориентироваться на возникающие новые требования современного рынка. Не последнюю роль в формировании молодого и перспективного специалиста нового образца играет профессиональная культура.

Понятие «профессиональная культура» получило широкое распространение в отечественной науке 80-х гг. 20-го столетия, что было сопряжено с разработкой культурологического подхода, с позиций которого рассматривались многие процессы и явления. [Почепцов, 1983; Гаджиев 1988; Богданов, Зазыкин, 1985, 2007]. Термин «профессиональная культура» подчеркивает, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества [Виноградов, Синюк, 2000, 41].

Профессиональная культура представляет собой совокупность теоретических знаний и сформированных компетенций, присущих определенному виду труда, это - совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения определенной специфической деятельности. В ней, как в любой другой отрасли культуры, «действуют два начала - консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности» [Кравченко А.И. 2001].

Для формирования профессиональной культуры требуется принципиально новый подход к организации внеаудиторной работы: внедрение в учебный процесс новых интерактивных технологий обучения, использование информационных и телекоммуникационных технологий, совершенствование системы текущего контроля работы студентов.

Стоит отметить, что элементы профессиональной культуры, такие как: коммуникативная культура, исполнительно-трудовая культура, управленческо- организаторская культура трудно формируются при классическом обучении.

Поэтому возникает вопрос об организации внеаудиторной работы, максимально приближенной к будущей профессиональной деятельности, которая, по нашему мнению, эту задачу может решить весьма эффективно. На данный момент уже существует целый ряд исследований, доказывающих эффективность внедрения внеаудиторной практики, которая моделирует будущую профессиональную деятельность.

Для реализации учебного процесса в рамках внеаудиторной работы необходимо создать современную материально-техническую базу, соответствующего теоретического, педагогического и научно-методического сопровождения, с учетом соблюдения интересов потенциальных работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей студентов в самореализации. [Плеханова Т.М. 2009].

Внеаудиторная практика студентов, оказывающая эффективное влияние на формирование личности будущего профессионала, должна планироваться студентом и его научным руководителем (куратором). При этом студент должен стараться самостоятельно вести контроль своей работы так, чтобы успеть выполнить весь индивидуальный план. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся, должны быть обеспечены доступом к современным базам данных и информационным Интернет-ресурсам.

Это особенно важно для организации следующих видов учебнопроизводственной практики студентов специальности «Связи с общественностью»:
1. Подготовка публикаций, фото- и видео-материалов для студенческих печатных и электронных СМИ.
2. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров.
3. Оформление мультимедийных презентаций для визуального сопровождения докладов на практических занятиях.
4. Самостоятельное решение проективных ситуаций.
5. Разработка сценариев деловых игр.

Внеаудиторная учебно-производственная практика, включает работу над выпусками студенческой газеты «На старт!», интернет-сайтом кафедры филологии и спортивной журналистики, подготовку выпусков студенческой радиостанции и телевидения РГУФКСМиТ, а также участие в организации и осуществлении информационной поддержки спортивных и общественных мероприятий РГУФКСМиТ, работу в пресс-службах и участие в пресс-мероприятиях физкультурно-спортивных организаций сотрудничающих с университетом. [Дзигуа Д.В. 2008]

Сопряжение базовой подготовки студентов и внеаудиторной учебнопроизводственной практики, соответствующей современным требованиям потенциальных работодателей позволит вынести образовательный процесс на уровень международных стандартов. В рамках работы в редакции корпоративных изданий будь то университетская газета, сайт, радио или ТВ-программа студенты будут учиться выявить цель, определить задачи, использовать для решения ситуации знания, полученные в процессе изучения профессиональных дисциплин, определять адекватность и обоснованность выбранных форм и средств для решения ситуации.

Таким образом, внеаудиторная учебно-производственная практика студентов позволяет не только систематизировать, закреплять и расширять теоретические знания и профессиональные компетенции студентов, но и развивать познавательные способности, формировать способность к саморазвитию, освоению информационных технологий, развивать чувства коллегиальности и преемственности.

Дубинин А.С.

Проблемы и перспективы формирования профессиональной культуры специалистов по связя с общественностью в сфере ФКиС в рамках внеаудиторной пр

Опубликовано 24.09.2019 18:45 | Просмотров: 315 | Блог » RSS