22.01.2022 23:09

Повышение эффективности проведения занятий йогой для лиц с нарушением зрения

Повышение эффективности проведения занятий йогой для лиц с нарушением зрения

Аннотация. В статье представлены результаты обучения персонала «Psy-Yoga Studio» организационно-методическим особенностям проведения занятий йогой для лиц с нарушением зрения.

Ключевые слова: адаптивный фитнесс, нарушение зрения, психологический комфорт, йога, специальные условия.

Актуальность. Йога для лиц с нарушением зрения – это перспективное, развивающееся направление в адаптивном фитнесе, которое становится популярным в России. Проблема обучения персонала работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья является чрезвычайно актуальной, т.к. одним из основных препятствий к занятиям йогой для лиц с нарушением зрения служит недостаточная готовность персонала к работе с такими людьми.

Проблема социальной адаптации и интеграции лиц с врожденными или приобретенными нарушениями развития – одна из серьезных проблем, стоящих перед современным обществом.

К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни. Для них необходимо создавать условия, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры. В частности, это касается возможности использования взрослыми и детьми с инвалидностью, всего спектра спортивно-оздоровительных и спортивно-рекреативных услуг.

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья человека, приводящих к социальной депривации, являются полная или частичная утрата зрения. Адаптивная двигательная рекреация способствует оптимальному поддержанию психофизического состояния и психологического комфорта лиц с ограниченными возможностями здоровья, создает благоприятные условия для их социальной адаптации. Проводя спортивную работу с людьми с нарушением зрения, важно учитывать не только физические особенности, но и особенности личности, что наиболее важно при работе с лицами, имеющими сенсорные нарушения. Для этого помимо физической абилитации, занятия должны носить позитивный характер и способствовать повышению самооценки.

Для привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в различные спортивно-досуговые организации необходимо знать особенности проведения занятий с данным контингентом, а так же учитывать их психологические особенности.

Цель нашей работы – повышение эффективности работы персонала «Psy-Yoga Studio», с помощью обучения их работе с данным контингентом.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1) дать теоретическое представление о психофизических особенностях людей с нарушением зрения;
2) научить основным методам и приемам работы с ними;
3) закрепить полученные знания на практике;
4) оценить эффективность обучения, путем тестирования практических результатов работы.

Для решения поставленных задач мы подобрали 26 человек с нарушением зрения, в возрасте от 25 до 30 лет, разделенные на две группы экспериментальную и контрольную. Обоим группам было предложено по три пробных занятия. Эксперимент проводился на базе «Psy-Yoga Studio» по адресу г. Москва Сивцев Вражек пер. 23. Но с контрольной группой занимались инструкторы не прошедшие специальную подготовку. А с экспериментальной прошедшие. До исследования в обоих группах проводилось психологическое тестирование, с помощью стандартных тестов. Тестирование показало, что группы достоверно не различаются по показателям тревожности, открытости, что позволяет задействовать их в исследовании. Следует также отметить, что все участники исследования выражали желание регулярно заниматься йогой, и по их словам собирались приобрести абонемент, но не могли подобрать себе комфортные условия для занятий.

После проведения пробных занятий группам предлагалось оценить работу «Psy-Yoga Studio» по различным критериям, в которые входят критерии оценки работы инструктора, критерии оценки условий в самой студии, психологическое тестирование, а также им предлагался абонемент со скидкой 15%.

Результаты исследования представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Уровень качества полученных услуг

Выводы
1.Было выявлено, что необходимо дополнительное обучение персонала студии йоги для работы с лицами с сенсорными нарушениями.
2. Были разработаны практические рекомендации для персонала по работе с лицами с нарушением зрения.
3. Доказана эффективность обучения персонала «Psy-Yoga Studio» организационно-методическим особенностям проведения занятий йогой для лиц с нарушением зрения, проявлением которых стали удовлетворённость обслуживанием клиентов с нарушением зрения:
– удовлетворенность работой инструктора выросла на 46,15%;
– удовлетворенность условиями работы студии выросла на 33,34%
– чувство психологического комфорта повысилось на 53,85%
4. В результате проведенного обучения персонала, у центра «Psy-Yoga Studio» возросло количество слепых и слабовидящих клиентов на 46,15%

Литература
1. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учебн. пособие / Под редакцией проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2000. – 152 с.
2. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.: ил.
3. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.: ил.
4. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих/ Р.А. Толмачев. – М.: Сов. спорт, 2004. – 64 с.
5. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 463с: ил.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF YOGA CLASSES FOR VISUALLY IMPAIRED PEOPLE
Abstract. The article shows the results of «Psy-Yoga Studio» staff training in the organizational and methodical features of conducting yoga classes for visually impaired people.
Key words: аdaptive fitness, vision impairment, psychological comfort, yoga, special conditions.

Кичигина О.Ю., старший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Повышение эффективности проведения занятий йогой для лиц с нарушением зрения

Опубликовано 22.01.2022 23:09 | Просмотров: 420 | Блог » RSS