08.01.2023 16:12

Политика в области просвещения в императорской России 1830 – 1880-х гг. в постсоветских школьных учебниках по истории. Часть 1

Политика в области просвещения в императорской России 1830 – 1880-х гг. в постсоветских школьных учебниках по истории. Часть 1

Аннотация. Автором проводится сравнительный анализ учебников постсоветского времени на предмет освещения в них правительственной политики императорской России 1830 – 1880-х гг. в области просвещения. Показываются основные различия между учебниками времён перестройки и учебниками нового поколения.
Ключевые слова: постсоветские учебники, ФГОС, учебники нового поколения, просветительская политика, школьное образование, историография, история образования.

На протяжении нескольких лет руководство Российской Федерации проводит активную политику в сфере образования, уделяя особое внимание учебникам. Так, на заседании Совета по межнациональным отношениям в 2013 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин высказал пожелание о разработке новых школьных учебников истории, построенных «в рамках единой концепции», «логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого» [3; 115].

Основными источниками исследования являются Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории и школьные учебники постсоветского времени, из которых выбраны наиболее распространённые в школьной практике [1;2;4;5]

Все авторы едины во мнении, что Николай I стремился через политику просвещения укрепить самодержавие, решить крестьянский вопрос и искоренить революционные идеи в обществе. Но в учебнике новой линии М. Н. Арсентьева добавлено стремление императора распространить массовое крестьянское образование в России. Такие же цели преследовал Александр II, однако А. А. Данилов и Л. Г. Косулина дополнительно выделили стремление правительства искоренить нигилизм среди молодёжи, а в учебнике новой линии – приобщение еврейского народа к государственной жизни через образование. Александре III стремился усилить жёсткий контроль над обществом и искоренить революционные идеи; также, по мнению Н. М. Арсентьева, целью образовательной реформы являлось привлечение симпатий населения Кавказа и Царства Польского на сторону России.

Теория официальной народности в учебниках освещена по-разному. Так, П. Н. Зырянов характеризовал причины её создания как попытку николаевского правительства «разработать собственную идеологию, внедрить её в печать, школы и университеты, чтобы сделать молодое поколение опорой самодержавия» [2; 123], так как либерально-конституционные идеи в это время представлялись правительством как наносное явление, распространённое только среди «испорченной» части образовательного общества. Он указал на её крупные недостатки – у теории не было творческого, созидательного заряда, она замалчивала теневые стороны русской жизни, из-за чего для многих здравомыслящих людей эта политика была лицемерной и надуманной. В учебнике новой линии причины создания теории официальной народности сведены к сохранению основ государственного строя – самодержавию и крепостничеству. В учебнике А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной вовсе не освещена теория официальной народности. Вместо этого сделан акцент на изменении отношения правительства к нуждам образования: «Если в начале века важнейшим считалось общее образование, то теперь школа была нацелена главным образом на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах» [1; 102].

А. М. Романюк
Продолжение следует

Политика в области просвещения в императорской России 1830 – 1880-х гг. в постсоветских школьных учебниках по истории. Часть 1

Опубликовано 08.01.2023 16:12 | Просмотров: 272 | Блог » RSS