18.06.2021 16:19

Особенности современной медиакритики в «Литературной газете». Часть 2

Особенности современной медиакритики в «Литературной газете». Часть 2

Вопросы по второму тексту были аналогичны, мы добавили к нему лишь ещё один вопрос: «Задумались ли вы над проблемой, о которой говорят авторы?». А к вопросу «Поменяли ли вы своё мнение о В. В. Познере» пояснили, что нужен развёрнутый ответ – добавили вопрос «Почему?».

Итак, мы получили следующие результаты.
1. Задумались ли вы над проблемой, о которой говорят авторы? (да - 6, нет - 4).
2. Согласны ли вы с авторами текста? (да - 2, нет - 6, не знаю - 2).
3. Считаете ли вы, что мнения авторов этих текстов могут повлиять на читателя? (да - 10, нет - 0).
4. Как вы думаете, грамотно ли с точки зрения журналистики написаны материалы? (да - 5, нет - 5).
5. Поменяли ли вы своё мнение о В. В. Познере, прочитав материалы? Почему? (да 1, нет - 9).

Ниже представлены некоторые ответы на вопрос «Почему».
• «Он достаточно компетентен во всех вопросах»
• «В материалах представлено исключительно негативная оценка журналиста».
• «Моё мнение лишь укрепилось, не стоит создавать из этого человека идола современной русской журналистики».

На основе опроса нами были сделаны следующие выводы.
1) Автор, а точнее его критический материал, безусловно, по мнению студентов- журналистов влияет на читателя.
2) Но, несмотря на это, сами студенты-журналисты своё мнение менять не спешат, хотя над проблемой задумываются.

Очевидно, что журналистика здесь столкнулась с двумя факторами: первый - авторитетное мнение. И мнение компетентного автора здесь может сыграть очень важную роль. В данном случае мы предлагали студентам критические материалы о В. В. Познере, и его авторитет здесь победил медиакритиков. Второй же фактор – доверие читателя к журналистским материалам в целом. Далеко не всегда читатель настроен критически мыслить, особенно, когда доверяет источнику, поэтому здесь всегда есть больший риск – автору можно поверить беспрекословно, принимая его точку зрения за свою собственную.

Задача медиакритики – помочь ориентироваться каждому в мире информации. Сейчас критического мышления в этой области журналисты боятся, ранее нами было доказано, что в первую очередь медиакритика ассоциируется с негативными отзывами. Но она же служит и «предохранителем», фильтром информации, которую пропускает через себя человек.

Также мы предложили студентам ответить на вопрос «С помощью каких медиаматериалов вы бы хотели изучать медиакритику?». Студенты проявили интерес к видеообзорам, программам на политические темы, телепрограммам на канале «Культура», работам журналистов на «Радио России», материалам журналистки Марины Ахмедовой, телепрограммам Александра Гордона, материалам региональных журналистов, развлекательным шоу на радио. Упоминали опрашиваемые и «Литературную газету», телеканал «Дождь», «Новую газету», информационный ресурс «Медуза».

Как мы можем заметить, круг медийных материалов студенты описывают довольно широкий, сферы их заинтересованности многообразны, а, значит, и проблем в нехватке изучаемого материала в процессе медиаобразования возникнуть не должно.

Мы понимаем, что медиакритика сейчас нужна, обучаться работать с ней необходимо. И «Литературная газета» выполняет очень важную общественную функцию – предоставляет своей аудитории почву для критического мышления, анализа контента российского телевидения. Но направление «Литературная газета» выбрала одностороннее: в основном это материалы, критикующие подобие западных программ на нашем ТВ. Отсюда и ярко выраженная черта медиакритики в «Литературной газете» – большое количество негативных отзывов, где увлекаясь эмоциональной подачей текста, автор забывает указать положительные черты или аргументировать свои доводы.

Список литературы
1. Литературная газета: общественно-политический еженедельник / учредитель АНО «Редакция "Литературной газеты"»; гл. ред. Ю. М. Поляков. – Москва, 1929. – Еженед. – 2014. – №№ 16, 17, 37.
2. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. [Электронный ресурс]: А. В. Федоров. – Электрон. дан. – Москва. – URL: http://www.evartist.narod.m/text23/0013.htm#%D0%B7_13 Яз. рус. – (Дата обращения: 11.03.2015).

Аннотация. В статье рассматриваются критические материалы по отношению к медиа в «Литературной газете» и определяется их значимость для читателя. Автор подчёркивает, что медиакритику необходимо использовать в образовательных целях, особенно среди студентов- журналистов.
Ключевые слова: медиакритика, «Литературная газета», критические материалы, журналистика, студенты-журналисты, телевизионная критика, СМИ, медиа.

Е. С. Чижова

Особенности современной медиакритики в «Литературной газете». Часть 2

Опубликовано 18.06.2021 16:19 | Просмотров: 784 | Блог » RSS