14.12.2019 16:41

Особенности адаптации студентов-первокурсников в вузе

Особенности адаптации студентов-первокурсников в вузе

Рассмотрение особенностей социально-психической адаптации студентов, проходящих обучение на первом курсе вуза, показывает, что молодые люди, привыкшие к школьной обстановке, которая по своей форме была неизменна в течение одиннадцати лет, попадают в университете в совершенно иную, новую для них среду. Они сталкиваются с дидактическими, социально-психологическими и профессиональными трудностями, которые вызывают стресс. Студенты вынуждены приспосабливаться к новым условиям в довольно сжатые сроки.

Целью данного исследования являлось изучение процесса адаптации к вузу студентов-первокурсников.

Цель определила следующие задачи исследования:
- выявить особенности адаптации студентов-первокурсников к вузу;
- разработать опросник по теме исследования;
- выявить степень субъективной удовлетворенности студентов.
Анализ результатов анкетирования студентов-первокурсников

Исследование проводилось в декабре 2013 г., к этому моменту испытуемые обучались в вузе уже четыре месяца. Нами была разработана анкета, содержащая 10 вопросов, с нарастающим уровнем сложности.

В опросе приняло участие 20 студентов-первокурсников ПетрГУ, обучающихся по шести направлениям подготовки бакалавров (социология, политология, международные отношения, зарубежная филология, журналистика, сервис и туризм), из них шесть юношей и четырнадцать девушек.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что обучением в ПетрГУ удовлетворены 75% студентов; 85% опрошенных ощущают себя в университете комфортно. 70% студентов отметили, что, несмотря на то, что уже четыре месяца обучаются в вузе, они продолжают называть университет «школой», пару - «уроком», а преподавателей - «учителями», что может свидетельствовать о затруднениях, связанных с принятием новой социальной роли. Чувство усталости от учебного процесса отметили 65% студентов, увеличение нервно-психической нагрузки (в сравнении со школой) - 35%; 75% студентов отмечают, что при возможности изменили бы специальность, по которой получают высшее образование, или вуз.

На вопрос о характере взаимоотношений, сложившихся с однокурсниками, 16 чел. (80%) назвали их «дружескими», «теплыми»; 30% респондентов увидели в себе новые, позитивные, с их точки зрения, качества: «большую свободу в общении», «раскованность». Почти всем опрошенным первокурсникам (95%) удается находить общий язык с преподавателями.

Выводы
На основе проведенного анализа результатов можно сделать вывод о том, что в целом адаптация студентов- первокурсников проходит успешно. Однако у части студентов выявлены трудности: первокурсники устают от занятий; они не всегда готовы к резко изменившимся, в сравнении со школой, содержанию и объему учебного материала, увеличению уровня самостоятельности в его освоении, а также к разнообразию новых форм и методов преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.). Также были выявлены сомнения первокурсников в правильности выбора вуза, специальности, что может быть связано с ложно сформировавшейся моделью будущей деятельности, которая с началом обучения в вузе сталкивается с реальностью.

Данное пилотажное исследование, направленное на изучение условий адаптации студентов-перво- курсников, было проведено в рамках Программы стратегического развития ПетрГУ.

М. А. Михайлова

Особенности адаптации студентов-первокурсников в вузе

Опубликовано 14.12.2019 16:41 | Просмотров: 824 | Блог » RSS