15.10.2023 16:11

Оптимальный учебный и двигательный режим студента: нормы и реальность

Оптимальный учебный и двигательный режим студента: нормы и реальность

Аннотация. Автором подготовлен анализ соответствия двигательного и учебного режима студентов ПетрГУ рекомендуемым нормам возраста студенческой молодежи; даны рекомендации к приведению распорядка жизни к соответствию общепринятым нормам ЗОЖ.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, учебный график, распорядок жизни.

Человеческое тело является самым совершенным механизмом – по крайней мере, теоретически. Каждый из нас должен уметь поддерживать этот механизм в наилучшем состоянии. Не обязательно быть фанатиком здоровья; обязательно быть здоровым человеком – уметь управлять своим телом, знать его потребности, уметь получать от жизни больше и больше давать другим людям.

Понятие «здоровый образ жизни» возникло сравнительно недавно (в 70-х годах XX века) и было связано с изменением образа жизни современного человека, увеличением продолжительности жизни, глобальным изменением среды обитания людей, возрастанием влияния экологических факторов на здоровье человека.

Медицинские специалисты считают, что здоровье на 50% зависит от образа жизни; от влияния окружающей среды – на 20%, от генетической базы – на 20%, и от уровня здравоохранения – на 10%. Здоровый образ жизни – это комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Понятие здорового образа жизни включает в себя такие факторы как двигательная активность, правильное питание, гигиена, наличие или отсутствие вредных привычек, режим сна, труда/учебы и отдыха.

Поэтому здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий во всех основных сферах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Здоровый образ жизни студента определяется образом его жизни. Будучи молодыми, здоровье студенты воспринимают как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. А ведь внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.

Считается, что студенты большую часть времени проводят за учебой, для них актуальна проблема малоподвижного образа жизни. Большая загруженность сказывается не только на ограниченности движения, но и уменьшении отдыха, сна и других составляющих правильного режима дня.

Именно в этой проблеме мы поставили себе цель разобраться - узнать какой реальный режим жизни студента и сравнить его с установленными наукой нормами.

В ходе нашей работы мы попросили студентов ПетрГУ расписать хронометраж своего дня и написать сколько времени уходит на выполнение повседневных занятий. Было опрошено 65 человек, студентов 1-3 курсов. Каждому анкетируемому выдавались три бланка хронометража – необходимо было зафиксировать два будних дня и один выходной. Наибольший интерес у нас вызывало количество затрат времени на сон, выполнение домашнего задания и учебной деятельности в институте и дополнительной физической нагрузки. В зависимости от того в каком институте учился опрашиваемый результаты получились разные по главным критериям (сон, учебная нагрузка и объем времени затрачиваемый на дом, работу).

Один из основных компонентов правильного режима дня – это полноценный сон. Оказалось, что студенты, принявшие участие в исследовательской работе, ложатся спать в диапазоне 23:30 до 02:00. Среднее время отбоя - 00:00. Подъем опрашиваемых студентов происходит в диапазоне 7:15 – 8:45 (в зависимости от учебной смены в университете). Среднее время подъема можно обозначить как 7:45. Четко прослеживается закономерность – чем раньше необходимо встать, тем раньше человек ложиться спать. Среднее время сна студентов ПетрГУ соответствует необходимой норме взрослого человека – 7-8 часов.

Учебная деятельность в институте занимает у студентов 4-6 часов ежедневно. Норма аудиторной учебной деятельности в среднем 4,5 – 5 часов в день и данная загруженность соответствует необходимой норме и планированию. Наиболее загруженные учебой институты – ФТИ, МедИн где студенты находятся на учебе около 6 часов в день, далее по убыванию ИФ, ИИПИСН, ИБЭАТ – около 4,5 – 5 часов в день, и по 3,5-4 часа в день среднем занимаются такие институты как ИМИТ, ИФКСиТ, ИПП и ИИЯ.

На выполнение «домашнего задания»/ самостоятельную подготовку студенты в среднем затрачивают около 1,5 часов в день. Мы увидели прямую зависимость – те институты, которые больше учатся, больше тратят времени и на самостоятельную подготовку – ФТИ, МедИн, ИБЭАТ – в среднем около 2,3 часов в день; ИИЯ, ИМИТ, ИФКСиТ, ИПИСН – около 1,1 часов в день. Бросается в глаза слишком поздний выбор времени на подготовку домашнего задания - 20:00 до 00:00, причем вне зависимости от учебной смены и от наличия свободного дневного времени.

Количество приемов пищи опрашиваемых студентов в большинстве случаев соответствует общепринятым нормам и принципам здорового питания. Это 3-4 приема пищи в день. Однако в 10% случаев есть резкое несоответствие необходимому – это двух разовое питание в день. Анализ полноценности питания показал недостаточное потребление фруктов и овощей у большинства опрашиваемых. Есть крайности с вариантом завтрака состоящего из одного кофе и позднего ужина из килограмма пельменей. В целом, режим питания студентов соответствует необходимым нормам.

Анализируя двигательную активность опрашиваемых, мы можем сказать, что только в 22% процентах случаев (у 12 человек из 65) в режиме дня была отмечена физкультурная деятельность. Причем у большинства (7 человек из 12) – это была учебная пара по физической культуре, а у пяти – фитнесс направление в спортклубах города (3 человека) и дополнительные тренировки в секции по волейболу (2 человека). О зарядке с утра упомянули 7 человек из 65; но, учитывая, что умывание, зарядка, душ стоят в одной графе и умещаются в 10 мин, можно предположить, что зарядка носит чисто символический характер. Поэтому двигательную активность студентов необходимо признать недостаточной.

В среднем на проезд и/или перемещение пешком до места учебы и обратно студенты тратят около 1,15 в день. Около 1,5 часов в день занимает время на интернет и живое общение с друзьями. У юношей в выходные дни есть графа траты времени на интернет игры онлайн, просмотр фильмов. Девушки в интернете просматривают интересующие их статьи и общение в социальных сетях, просмотр сериалов. Приятно отметить, что в половине опрошенных анкет есть графа чтение книг, обычно это вечернее время длительностью от 30 до 45 минут.

В 7 % случаев у студентов есть работа и тогда график режима дня сильно сбивается – очень позднее время прихода домой и соответственно очень позднее время отбоя, либо ночное время выполнения домашнего задания.

В выходные дни у студентов всех институтов увеличивается время на досуг, общение с друзьями, поход по магазинам, увеличивается время на пешие прогулки. Наблюдается более поздний отход ко сну и более позднее время подъема.

В целом, образ жизни студентов ПетрГУ (а именно его распорядок) можно считать правильным. Сейчас государство активно пропагандирует здоровый образ жизни и для студентов с характерно и стремление познать себя, и желание изменять себя и микросреду, в которой он находится. Темп, в котором живут студенты мало назвать быстрым. Но даже при таком темпе жизни студенты должны стараться соблюдать элементарные правила здорового образа жизни - такие как трехразовое питание, соблюдать режим сна и отдыха, не забывать о занятиях спортом.

Мы считаем правильным дать следующие рекомендации по оптимизации режима дня нашим студентам:
- ложиться спать не позднее 23:30, желательно в одно и то же время, в хорошо проветриваемой комнате.
- в питании придерживаться принципов четырех разового питания; увеличить в своем рационе долю потребления фруктов, овощей и каш.
- оптимизировать время выполнения самостоятельной работы дома, перенеся его с ночного на утреннее (для студентов второй смены) или вечернее (до 21 часа).
- увеличить свою двигательную активность: занятия по физической культуре в ВУЗе обеспечивают 70% нормы двигательной активности для юношей и девушек студенческого возраста. Для полноценного выполнения нормы необходимы добавить самостоятельные занятия в режиме дня – зарядка, пешие прогулки/пробежки, катание на лыжах или велосипеде, возможно – занятия в фитнесс клубах города. После окончания курса по дисциплине физическая культура студент должен сам уметь обеспечить индивидуальную профилактику недостатка в двигательной активности занимаясь самостоятельно.

Образ жизни навязать извне нельзя. Только сама личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни, правильно питайтесь и хорошо учитесь. Это не только повысит ваше внимание и вашу успеваемость, но и сохранит Вам здоровье!

Список литературы
1. Источник: http://vashsport.com/chto-takoe-zdorovyj-obraz-zhizni/.
2. Пирамида питания [Электрон. рес.] ; 2011-2018. – Электрон ст. – URL: https://edaplus.info
3. Рациональное питание в жизнедеятельности человека [Электрон. рес.] ; 2001-2018. – Электрон ст. – URL: http://46cge.rospotrebnadzor.ru
4. КонсультантПлюс [Электрон. рес.] ; 2008-2018. – Электрон ст. – URL: http://www.consultant.ru
5. Сколько раз в день нужно есть [Электрон. рес.]; 2014-2018. – Электрон ст. – URL: https://www.kleo.ru
6. Электронный фонд правовой и нормативно – технической документации [Электрон. рес.]; 2015-2018. – Электрон ст. – URL: http://docs.cntd.ru

А. Мугатина

Оптимальный учебный и двигательный режим студента: нормы и реальность

Опубликовано 15.10.2023 16:11 | Просмотров: 869 | Блог » RSS