17.11.2019 15:34

Обряды перехода в Пудожском уезде Олонецкой губернии на рубеже XIX-XX вв.

Обряды перехода в Пудожском уезде Олонецкой губернии на рубеже XIX-XX вв.

В жизни человека существуют три рубежа, когда кардинально меняется его статус: это рождение, свадьба и похороны. Ритуальные действия, сопровождающие их, называются обрядами перехода.

Родильная обрядность начинает цепь переходных обрядов. Ее отличительная особенность в «переходной двойственности»: новый статус приобретает и ребенок, и его мать. Родильная обрядность состояла из предварительных обрядов, периода беременности, родов и «закрепления» нового статуса в обществе. Согласно представлениям, беременная женщина физиологически и социально находилась в противоестественном состоянии, поэтому воспринималась как существо нечистое и опасное. Отсутствие пояса и простоволосость во время родов были признаками не-человека, таким образом, подтверждая связь роженицы с иным миром.

Купание младенца после родов служило начальным этапом по очищению его от нечистоты. Намывая ребенка, повитухи делали ему легкий массаж тела и «правили», т. е. как бы придавали ему «правильную» форму. Помывка роженицы в бане означала очищение крови, потерянной при родах, преодоление послеродовой нечистоты.

Обмен подарками утром второго дня после родов закреплял новое социальное положение роженицы. Мать, родившая первенца, теряла статус молодухи и переходила в разряд полноправной сельской женщины.

Особая обрядность - свадебная. Главным лицом являлась невеста, поэтому содержание свадебного ритуала формировалось из двух переходов, совершаемых невестой - горизонтального (перемещения из дома родителей в дом мужа) и вертикального (изменения социального статуса).

Выплетание крестной матерью косы с цветными лентами в первый день предсвадебной недели давало окружающим понять, что невеста просватана. До «выкупа» девушка была под покровительством отца, но после - совершалось основное инициационное и пространственное перемещение. Поэтому момент передачи невесты жениху является рубежом, после которого невеста становилась супругой.

Похоронный обряд распадается на две стадии - отделение покойного от общности живых людей и включение в общность умерших предков. Первый этап складывался из обрядов омовения тела, одевания, положения в гроб, ночных бдений. Второй этап включал в себя вынос тела, прощание с умершим у могилы, погребение и поминки.

Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного как сборы в дорогу. Омовение и обряжение покойного в новую одежду являлось синонимом чистоты и безгрешности души. Отношение к усопшему всегда было двойственным. Его боялись и поэтому стремились облегчить переход в иной мир. Присутствие кого-то из родственников ночью у тела усопшего было обязательным - читались молитвы, а в перерывах усопшего вспоминали добрым словом. Поминки проводились в строго зафиксированные сроки со дня смерти.

Родины, свадьба и похоронно-поминальная обрядность образуют так называемую семейную обрядность. Их последовательность составляет жизненный цикл человека. Обряды продолжают жить, поскольку проникнуты земными потребностями, духовными идеями. Они оказывают влияние на психологию и поведение людей, имеют глубокое воспитательное значение.

А. С. Горбачева

Обряды перехода в Пудожском уезде Олонецкой губернии на рубеже XIX-XX вв.

Опубликовано 17.11.2019 15:34 | Просмотров: 379 | Блог » RSS