30.11.2019 19:55

Образ матери в военной прозе А. Платонова

Образ матери в военной прозе А. Платонова

Актуальность данной работы заключается в том, что роль и специфика образа матери в прозе А. Платонова периода Великой Отечественной войны предметом специального изучения еще не стали. Между тем в его военных произведениях тема матери занимает одно из центральных мест.

Мать в военных произведениях Платонова присутствует либо как действующее лицо сюжета («Взыскание погибших», «Возвращение»), либо ее образ возникает в воспоминаниях и размышлениях героев и/или повествователя («Одухотворенные люди», «Полотняная рубаха»).

Злу и смерти войны противопоставлен образ матери, выступающий символом дома, семьи, мира. Показательна лексика, которую использует Платонов. Зачастую он предпочитает употреблять слова с аналогичным значением, но с корнем -мат-, например: «обматереет» («подрастет») и т. д.

Не всегда в военных произведениях Платонова, в которых важную роль играет образ матери, названо ее имя. При этом повторяются два имени: Евдокия («благоволение»), которое встречается, например, в рассказах «Взыскание погибших», «Житейское дело», и Мария, означающее в переводе с древнееврейского «горечь». Образ матери выстраивается в сюжетах военных произведений Платонова на символическом пересечении этих имен: его героини-матери несут в своем сердце безутешное горе войны и одновременно - вопреки всем обстоятельствам - благоволение мира.

Смысл жизни матери - ее дети. Об этом Платонов пишет в рассказах «Взыскание погибших, «Броня», «Возвращение», «Житейское дело».

Эпизод, где мать умирает на могиле детей, присутствует в ряде произведений: «Взыскание погибших», «На могилах русских солдат», «Сержант Шадрин».

В художественных произведениях и публицистике времени Великой Отечественной войны вина за смерть и страдания детей возложена на фашистских агрессоров. В рассказе Платонова «Взыскание погибших» немцы убили всех трех детей Марии Васильевны, однако в смерти своих детей осиротевшая мать видит виноватой себя и предшествующие поколения, которые не смогли подготовить, обустроить этот мир для счастливой жизни детей - вина становится ее личной и общечеловеческой.

Ни в одном из рассказов, с которым Платонов вышел к читателю во время войны, мать не берет в руки оружия. У нее нигде нет ненависти, даже к врагу. В рассказе «Взыскание погибших» мать, потерявшая всех своих детей, не имеет мысли отомстить врагу, потому что она понимает: ничто уже не вернет ей ее детей. В пьесе «Избушка возле фронта» русская мать напоминает фашистам, стараясь разбудить в них человеческое начало, что и их матерям война несет смертельное горе.

В предвоенном творчестве у Платонова часто встречается мотив расчеловечивания людей, когда в героях- людях все страшнее проступает зоологическое начало. В 21 книжке 1940-х гг. Платонов записал сюжет, в котором мать из алчности зарубила своего неузнанного сына, пришедшего с войны, - здесь у писателя сюжетообразующим стал мотив озверения матери. В данном фрагменте сняты конкретные исторические и географические реалии. Трагический сюжет не был реализован в военное время, он, видимо, планировался на будущее, когда после необходимой победы над фашизмом, писатель предполагал вернуться к проблеме последствий войны для национальной и общечеловеческой жизни.

Е. А. Чирказерова

Образ матери в военной прозе А. Платонова

Опубликовано 30.11.2019 19:55 | Просмотров: 883 | Блог » RSS