27.02.2019 15:25

Нобелевская лекция А.И. Солженицына как образец публицистического стиля

Нобелевская лекция А.И. Солженицына как образец публицистического стиля

В 1970 году А.И. Солженицын был удостоен Нобелевской премии «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Нобелевская речь, подготовленная писателем для традиционных Чтений, интересна как отражение мировоззрения ее автора и как образец публицистического стиля речи в его жанровом своеобразии и глубине проблематики. Вместе с тем, речь А.И. Солженицына интересна как пример бережного и творческого отношения к сокровищнице русского языка.

Представляется, что сюжетный стержень лекции - размышления мыслителя о роли писателя в объяснении читателям взаимоотношений внутри триады «Истина, Добро и Красота». Роль литературы и Слова представляются ему чрезвычайно важными. Солженицын подчеркивает, что только честное отношение к своим обязанностям Просветителя, откровенный разговор с аудиторией позволят людям понять, что есть истина и добро. В этом нелегком деле Солженицын опирается на традиции русской литературы. «Одно слово правды весь мир перетянет», - утверждает автор (вторя Ф. Достоевскому). В этой связи он подчеркивает необходимость честных деяний Ученого и науки, ответственность политиков и историков за утверждение идеалов гуманизма.

Лингвисты утверждают, что Нобелевские лекции - это совершенный образец сохранения многообразия, стилей и жанров. «Лекция» А. Солженицына - пример экспрессивного публицистического стиля. Нельзя не заметить богатый, но простой, доходчивый язык послания, объединения себя с аудиторией (отсюда повторяющиеся «мы», «друзья мои» и т.д.), многочисленность вопросительных предложений для привлечения внимания слушателей, обилие восклицаний (33 вопросительных и 22 восклицательных предложения в семи частях лекции). Автор-публицист выражает свою позицию прямо и открыто, опираясь на собственный опыт пребывания в Гулаге.

Для Солженицына, как в художественных, так и в публицистических произведениях, характерно внимание и трепетное отношение к богатствам русского языка, использование его многообразия (отсюда - многочисленный синонимический ряд одного понятия), обращение к исконно русской лексике, отраженной, к примеру, в словаре В. Даля. Известно, что анализ современного ему состояния языка и речи привел Солженицына к созданию «Русского словаря языкового расширения». Концептуальная борьба за чистоту языка потребовала от автора «Лекции» замены популярных иностранных слов русскоязычными понятиями (нами обнаружено в речи около 40 авторских неологизмов ).

Таким образом, Нобелевская лекция А. Солженицына - наглядное отражение неравнодушного отношения писателя к своему профессиональному и человеческому долгу, к проблеме сохранения красоты и богатства родного для него языка.

Тимофеева Ю.А.

Нобелевская лекция А.И. Солженицына как образец публицистического стиля

Опубликовано 27.02.2019 15:25 | Просмотров: 1105 | Блог » RSS