16.08.2017 14:04

Метод соцреализма как предмет теоретической рефлексии в официальных и неофициальных источниках советской эпохи

Метод соцреализма как предмет теоретической рефлексии в официальных и неофициальных источниках советской эпохи

Советская период, как часть истории нашей страны, представляет собой обширное проблемное поле для исследователя. Многообразие подходов, спорных суждений и т.п. в оценке разных аспектов советской действительности позволяют говорить об актуальности исследования феноменов советской культуры. Среди главных - метод соцреализма, который и сегодня остается предметом теоретической (и иной) рефлексии. Для нас обращение к указанной проблеме - еще одна возможность приблизиться к пониманию особенностей и парадоксов художественной жизни в СССР, к пониманию вневременных ценностей и смыслов этой историко-культурной эпохи.

Анализ специальной литературы (И. Голомшток, Г.Белая, А. Морозов, Е. Добренко, Л.Булавка и др.) позволил утверждать о достаточно длительном периоде становления социалистического реализма как метода официальной советской культуры. Первые замечания о необходимости нового метода творчества для создателей новой социалистической культуры относятся к началу 1920-х гг. (от В. Фриче, А. Фадеева до М. Горького). Окончательный выбор термина «социалистический реализм», официальное его определение через формулирование уставных для советской художественной интеллигенции задач - «правдивое и исторически-конкретное изображение действительности, а также осуществление идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма» - закрепило за «соцреализмом» статус проводника официальной идеологии и единственно верного метода творчества на протяжении всей советской эпохи.

Наше обращение к официальным (стенограммы партийных съездов, статьи в СМИ, академических изданиях и т.д.) и неофициальным источникам (произведения неофициального искусства, литература «самиздата» и др.) позволило представить теорию «С.Р.» как достаточно динамичную систему. Так, анализ трех изданий БСЭ показал, как авторы реагировали на менявшееся время, учитывая идеологические новации (от констатации отрицательного влияния культа Сталина на искусство и критики «лакировки действительности» - в оттепель до попытки возвести «С.Р.» в ранг определенного типа художественного мышления – в поздний советский период). Из неофициальных текстов именно эссе А.Синявского (1957 г.), посвященное анализу причин утраты соцреализмом его былой «привлекательной целесообразности» помогло понять процесс начавшего отторжения метода новым поколением творческой молодежи, истоки ироничной рефлексии художников «соц-арта» и т.д.

Романова К.Р.

Метод соцреализма как предмет теоретической рефлексии в официальных и неофициальных источниках советской эпохи

Опубликовано 16.08.2017 14:04 | Просмотров: 2388 | Блог » RSS