18.09.2019 22:14

Медийные аспекты организационной культуры в постиндустриальном обществе

Медийные аспекты организационной культуры в постиндустриальном обществе

В данной статье выполнен теоретический анализ медийных аспектов корпоративной культуры организации, изучение которых предполагает комплексный подход, опирающийся на методологию истории и культурологии, философии и социологии, искусствоведения, педагогики и психологии.

Основанием для проработки концепта медиакультура может служить решение проблем организационной психологии, предложенное в трудах саратовской школы психологии (Л.Н.Аксеновская, М.В.Жижина) (4.)

Мир медиа – это расширяющейся система массовых коммуникаций, «информационного взрыва» (по определению канадского социолога Маршалла Маклюэна) (1.), основными характеристиками которого являются хаотичность, беспредельность и избыточность. Следовательно, усложняются наши социальные связи и модели постсовременной идентичности, заставляя еще раз обратиться к «пониманию медиа» (understanding media), их роли в обществе и предыстории. Во избежание недоразумений хотелось бы уточнить, что медиа – это не просто средство для передачи информации, это целая среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды. «Медийность, – отмечает Валерий Савчук, – это экзистенциальный проект жаждущих пробиться и достучаться поверх и через газетную полосу, теле и радиоэфир"(3.) Поэтому было бы ошибочно рассматривать медиа только как посредника. В дальнейшем своем развитии особенности этой «среды» выкристаллизовываются и воплощаются в отдельном феномене, который становится знаковым для истории культуры организации.

Анализом специфики медиакультуры и ее воздействия на социум в XX веке активно занимались зарубежные исследователи Р. Арнхейм, А. Базен, Д. Белл, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет, Ч. Пирс, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Ю. Кристева, К. Леви-Стросс, Д. Рашкофф и др.(2.) В России, где это понятие появился относительно недавно, на протяжении многих лет эту проблему исследовали представители семиотики, языкознания, психологии (М. Бахтин, Ю. Тынянов, Л. Выготский, Ю. Лотман, В. Библер, В. Михалкович, М. Ямпольский, А. Якимович и др.).

Медиакультура в организации имеет такую же «слоистую», «кольцевую» структуру как и древесный ствол на срезе, и, следовательно, свои «культурные слои» и культурные порядки. Именно культура, инициируя поток изменений, противостоит ему, бросая самой себе вызов, проверяя саму себя на прочность. И что-то в ней, культуре, действительно становится под натиском перемен только сильнее и устойчивее, а что-то, наоборот, уходит на хранение в культурный музей человечества. Самое сильное давление извне на нас (а это давление результатов нашей безостановочной деятельности) «пробивает» сразу несколько психокультурных слоев, что и приводит к результату, на первый взгляд парадоксальному: наше «новое» оказывается, в сущности, хорошо забытым «старым».

Опираясь на системное описание характерных признаков постмодернистской культуры И. Хассана можно сформулировать следующие особенности медиакультуры в постиндустриальном обществе (5.):
- неопределенность (поливариантность, многозначность);
- фрагментарность (децентрированность дискурса);
- безличность (децентрированность субъекта);
- гиперреалистичность;
- ирония (включая самоиронию);
- мутация жанров (за счет гибридизации различных жанровых кодов);
- карнавализация (как форма игрового освоения мира-тек-ста);
- перформанс (участие, представление, обыгрывание текста, театрализация жизни);
- конструктивизм (моделирование гиперреальности симуляк-ров);
- имманентность .

Указанные особенности медиакультуры в постиндустриальном обществе на наш взгляд требуют дальнейшего изучения, проработки, дальнейшего теоретического анализа, методологического осмысления. Указанные особенности являются теми единицами анализа, которые позволяют влиять на организационную культуру посредством медиа.

Подводя итог хотелось бы еще раз отметить, что границы развития медиакультуры как аспекта корпоративной культуры организации носят весьма условный и гипотетический характер.

Тезисы могут быть использованы для подготовки эмпирического исследования корпоративной культуры, для уточнения проблематики дипломного исследования по медиапсихологии.

Литература
1. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М. – Жуковский, 2003.
2. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Питер, 2007.
3. Савчук В. Конверсия искусства. – СПб., 2001
4. Аксеновская Л. Н. Социально-психологическая модель организационной культуры, концепция, методология, технология изменения (ордерный подход) - автореф. доктора психол. наук. спец. 19.00.05 М, 2008.
5. Смирнова А.Ю. Оценка совместимости культурных характеристик как метод социально-психологического анализа организационной культуры, дис. на соиск. учен. степ. канд.психол.н.: спец. 19.00.05, Саратов,2010

Дорошин И. А.

Медийные аспекты организационной культуры в постиндустриальном обществе

Опубликовано 18.09.2019 22:14 | Просмотров: 462 | Блог » RSS