11.07.2020 14:44

Корпусные технологии в учебном процессе глазами студентов

Корпусные технологии в учебном процессе глазами студентов

Рассматривается тенденция использования корпусных технологий при обучении иностранным языкам в XXI веке. Описываются результаты проведенного анкетирования студентов, цель которого - объективно подтвердить или опровергнуть популярность данных технологий среди учащихся.
Ключевые слова: корпусные технологии, анкетирование, учебный процесс, студенты.

Развитие информационных технологий и компьютеризация общества предоставили новые возможности для повышения эффективности и качества образовательного процесса. В настоящее время количество корпусов все больше увеличивается и на помощь учащимся приходят различные современные корпусные технологии, благодаря которым, студентам удается постичь тонкости и едва уловимые особенности иностранного языка, знакомые лишь носителям.

«Корпус представляет собой коллекцию текстов в электронной форме, отобранных в соответствии с внешними критериями для того, чтобы представить насколько это возможно язык и языковое многообразие в качестве источника данных для лингвистического исследования» [4]. На наш взгляд, данное определение наиболее полно передает суть и задачи корпуса. Л. И. Агафонова справедливо отмечает, что корпуса становятся все более популярными, благодаря растущим потребностям во внедрении компьютерных технологий для анализа большого количества информации [1]. Действительно, научно-технический процесс ускорил развитие и широкое распространение корпусных технологий.

М. С. Мальцева предлагает рассматривать конкордансеры и корпусные менеджеры как корпусные технологии, относя их к лингвистическим поисковым системам [3]. Мы считаем, что необходимо относить к корпусным технологиям также и базы данных, различные платформы, которые опираются на корпуса.

С. С. Дикарева акцентирует внимание на том, что «в методике преподавания иностранных языков и лингвистических дисциплин, корпусное обучение становится новой эффективной образовательной технологией Web-дидактики в режиме диалога «преподаватель - студент-исследователь» [5]. К важному наблюдению пришла О. О. Борискина, которая отмечает, что «применение корпусных технологий предполагает знакомство с основами корпусной и IT-терминологии, владение навыками формирования оптимального для целей исследования поискового запроса и методами количественной и статистической обработки данных» [2].

Л. И. Агафонова отмечает, что использование корпусных технологий способствует:
1) увеличению осведомленности студентов об использовании слов в контексте;
2) расширению понимания функций языковых единиц;
3) помощи в интенсифицировании процесса изучения языка за счет представления информации о наиболее частотных словах и словосочетаниях;
4) повышению мотивации и осознанного подхода студентов к выполнению письменных заданий;
5) расширению словарного запаса студентов;
6) акценту на автономном познавательном изучении языка в образовательном процессе [1]. Мы разделяем позицию ученых и так же считаем, что использование корпусных технологий способствует становлению профессионала в языке с необходимыми знаниями и навыками, поскольку анализ и обработка информации в корпусе формируют умение мыслить и анализировать.

В ходе нашего исследования мы провели анкетирование среди студентов ИвГУ, факультета Романо-германской филологии, для того чтобы выяснить, насколько хорошо студенты знакомы с корпусными технологиями и удается ли им эффективно применять их при обучении иностранным языкам.

Респондентам было предложено ответить на 6 ключевых вопросов:
1. Знакомо ли Вам понятие лингвистический корпус?
2. Пользуетесь ли Вы лингвистическим корпусом?
3. Откуда Вы узнали о существовании корпусов?
4. Какие корпуса, базы данных, платформы Вы знаете? (предлагается множественный выбор из предложенных вариантов, а также возможность добавить свой вариант)
5. Какими корпусами, базами данных, платформами Вы пользуетесь, почему они Вам нравятся?
6. Оцените доступность и удобство существующих корпусных технологий при обучении иностранным языкам по 5-балльной шкале.

В опросе приняло участие 52 студента английского отделения, обучающихся по программам бакалавриат и магистратура. На основании полученных данных, мы можем сделать вывод, что многие студенты факультета РГФ знакомы с корпусами, о существовании которых большинство узнало от преподавателя в университете (75,6 %), но активно пользуются ими только 43 % студентов. Не очень большую популярность использования корпусов при обучении иностранным языкам среди опрошенных студентов, по нашему мнению, можно объяснить недавним внедрением преподавателями вуза корпусных технологий в методику преподавания иностранного языка (использование корпусных данных лишь на некоторых занятиях, а именно по аналитическому чтению и информационным технологиям). Преподаватели факультета РГФ стараются применять режим диалога «преподаватель - студент-исследователь», о котором упоминается выше.

Следующим образом были распределены корпуса, базы данных и платформы по популярности среди студентов: «Dante» (55 %), «British National Corpus» (27 %), «Corpus of Contemporary American English» (12 %). Оставшийся небольшой процент разделился на менее популярные ресурсы почти равномерно. Следует отметить, что выбранные учащимися корпуса находятся в свободном доступе, что, возможно, и привлекает студентов.

Необходимо заметить, что больше всего в используемых корпусных технологиях студенты ценят не только красивый интерфейс и удобство использования, но и высокую функциональность. На основании полученных результатов, мы выяснили, что благодаря корпусам, студенты узнают: сочетаемость, значение слова, частотность употребления. Им также удается находить примеры использования слов в контексте, устойчивые выраже¬ния, фразовые глаголы, синонимы и т. д.

Доступность и удобство существующих корпусных технологий студенты оценили следующим образом: Оценку «5» и «3» поставило 22,7 % студентов, оценку «4» - 36,4 %. Остальные учащиеся поставили оценку «1» и «2». Данные результаты, возможно, можно объяснить недостаточной компетенцией и поверхностным знакомством студентов с корпусами.

Таким образом, мы приходим к выводу, что корпусные технологии имеют высокий образовательный потенциал, поэтому необходима еще большая их популяризация среди студентов факультета РГФ, чтобы они стали для учащихся верными помощниками на тернистом пути к освоению загадочного иностранного языка.

Список использованной литературы
1. Агафонова Л. И. Некоторые вопросы использования корпусных технологий как фактора повышения качества обучения иностранным языкам // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. 2009. № 8.
2. Борискина О. О. Корпусное исследование языка: мода или необходимость // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 3.
3. Мальцева М. С. Корпусные технологии в методике преподавания иностранных языков // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8.
4. Sinclair J. Corpus and Text - Basic Principles // Developing Linguistic Corpora: a Guide to Good Practice. Oxford, 2005.
5. URL: http://corpora.phil.spbu.ru/Works2011/Дикарева_ 157.pdf (дата обращения: 05.10.2016).

Н.А. Шамова

Корпусные технологии в учебном процессе глазами студентов

Опубликовано 11.07.2020 14:44 | Просмотров: 863 | Блог » RSS