25.04.2023 16:06

Командный курсовой проект в подготовке студентов бакалавриата направления «Программная инженерия». Часть 2

Командный курсовой проект в подготовке студентов бакалавриата направления «Программная инженерия». Часть 2

Заказчик проекта. Формулирует основные требования к программному продукту. Им может быть сам НР, один из сотрудников университета или внешняя организация [3]. Тем не менее, не рекомендуется привлекать внешних заказчиков ввиду высоких рисков проекта. От заказчика требуется владеть основами работы с информационными технологиями.

Научный консультант: эксперт в предметной области проекта, готовый оказать консультацию разработчикам, привлекается при отсутствии эксперта внутри команды.

Технология предполагает применение ряда специфических средств обучения.
План проекта и спецификация требований. Документы, составление которых погружает студентов в проект и его предметную область, позволяют обосновывать проектные решения.

Общие собрания разработчиков. Осуществляются на регулярной основе (раз в 2–4 недели) совместно с НР для обсуждения текущего прогресса выполнения работ, планов на следующий период разработки. Выступают средством контроля для НР, взаимодействия между участниками проекта, организуют и мотивируют на регулярность работ.

Индивидуальные журналы деятельности по проекту для разработчиков. Подробный список задач, затраченное время, дата проведения работ, результат. Является средством контроля со стороны НР, средством самоконтроля и рефлексии, организует студентов.

Отчёт о выполнении ВКР – средство обобщения полученного опыта и знаний.
Технология предполагает проведение четырех этапов работы.
На подготовительном этапе определяется необходимость в новом ПО, заказчик формулирует основные требования к конечному продукту. НР знакомится с требованиями и определяет выполнение критериев пригодности проекта:
• практическая или научная значимость;
• выполнимость за установленный срок группой студентов;
• возможность разбиения на индивидуальные подзадачи;
• достаточность объёма работ для каждого участника;
• достаточно безопасные последствия в случае неудачи разработки.

В ИМИТ студенты имеют право самостоятельно выбирать тему ВКР. НР должен донести до студентов основные требования и особенности проведения работ и тематики проекта в принятых в институте формах: выступление на организационных собраниях по ВКР; предоставление аннотации проекта в дирекцию института; личные консультации.

Важно уделить особое внимание мотивации студентов на выполнение проекта: получение навыков, необходимых в индустрии и практически значимого программного продукта (запись в резюме). Основной результат этапа – актуализация темы проекта студентами, возникновение познавательного интереса.

На этапе планирования происходит формирование команды студентов и первоначальное планирование проекта: выбор модели разработки, распределение сфер индивидуальной деятельности, определение сроков на проведение этапов работ, выбор технических средств (язык программирования, программные инструменты).

Предлагаемая в ТППО каскадная модель разработки недостаточно гибкая: в процессе обучения студенты могут совершать ошибки в проектных решениях, которые затруднительно исправить в связи с линейным характером модели. Рекомендуется выбрать инкрементальную или итеративную модель, т. к. они позволяют корректировать требования в процессе разработки и упрощают разбиение на отдельные задачи [5].

Решения не должны быть определены НР, а сформированы совместно с разработчиками, что продиктовано рядом профессиональных компетенций [1]. Принятые решения оформляются в виде Плана проекта. Основной результат этапа – формирование базы взаимоотношений участников, образа будущего результата совместной деятельности. Этап выполнения работ разбивается на подэтапы, следуя требованиям индустрии.

А. А. Андреев
Продолжение следует

Командный курсовой проект в подготовке студентов бакалавриата направления «Программная инженерия». Часть 2

Опубликовано 25.04.2023 16:06 | Просмотров: 167 | Блог » RSS