20.12.2020 16:39

Коллекционирование как средство формирования представлений о предметном мире у детей старшего дошкольного возраста

Коллекционирование как средство формирования представлений о предметном мире у детей старшего дошкольного возраста

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Причем дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой.

Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса.

В многочисленных исследованиях психологов и педагогов (Л.А. Венгер, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, и других) предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников. Отношение ребенка к человеку-творцу и продуктам его преобразования, стремление участвовать в изменении рукотворного мира, проявляя творческое начало, изучалось в работах С.А. Козловой, О.В. Дыбиной и других. В настоящее время в детских садах как средство по ознакомлению с предметным миром дошкольников редко используется коллекционирование.

Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человека, связанное с собиранием предметов, вызывающих к размышлению.

Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Тяга к собирательству заложена в людях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало - листики, камешки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи, нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби - коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим взрослых и ребенка.

В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно разместить коллекции так, чтобы они были доступны детям. Детям интересен сам процесс собирания. Поэтому все коллекции рекомендуется собирать совместно со взрослыми.

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе ДОУ №111 "Сказка" г. Петрозаводска. По результатам констатирующего эксперимента были сделаны следующие выводы: большинство детей находятся на низком и среднем уровне сформированности представлений о предметном мире. Высокий результат показали только трое детей. Исходя из полученных данных, мы определили, что работа должна быть направлена на разработку и реализацию трех коллекций, которые будут способствовать повышению уровня сформированности представлений о предметном мире у детей старшего дошкольного возраста.

Для знакомства детей с предметным миром мы организовали сбор коллекций по трем темам: «Пуговицы», «Наклейки» и «Игрушки».

Одна из коллекций была посвящена теме «Пуговицы». Вначале была проведена беседа с детьми на тему «Пуговицы». Далее было предложено детям внимательно рассмотреть пуговицы из волшебной шкатулки и описать внешние признаки пуговиц, выделить главное, сравнить с другими объектами. Затем ребята с помощью презентациипознакомились с историей происхождения пуговицы. Дети узнали, что пуговицы используются часто как украшение. Затем ребята играли в игры: «Найди лишнюю пуговицу», «Подбери правильно» и «Найди пару пуговице».

Коллекцию пуговиц мы собирали в течение одного месяца. Когда наша коробочка стала полной, мы вместе с детьми стали думать, как нам оформить коллекцию пуговиц. Вариантов было много, дети выбрали оформить нашу коллекцию в альбом, в котором пуговицы были сгруппированы по видам материала. После того, как пуговицы были выбраны, каждый ребенок приклеивал по пуговице на альбомный лист с названием раздела коллекции.

В итоге у ребят углубились представления о об одежде: верхней (куртка, пальто и т.д.) и нижней (платье, рубашка и т.д.); повседневной и торжественной (платье, костюм и т.д.); спортивной; форменной (форма военного, форма полицейского и т.д.); сезонной (летней, зимней); половозрастной (мужской, женской, детской). У детей расширились представления о швейных инструментах: ножницах, иголках, нитках, швейной машинке и истории этих предметов.

Сравнительные результаты диагностики в экспериментальной и контрольной группах показывают, что в экспериментальной группе значительно повысился уровень сформированности представлений о предметном мире у детей, а в контрольной произошли незначительные изменения.

Таким образом, удалось доказать положительную роль коллекционирования в формировании представлений о предметном мире у детей старшего дошкольного возраста.

К. А. Лобанцова

Коллекционирование как средство формирования представлений о предметном мире у детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано 20.12.2020 16:39 | Просмотров: 113 | Блог » RSS