04.07.2019 15:19

Ямальская резьба по кости. Часть 2

Ямальская резьба по кости. Часть 2

Отличительной чертой ямальской резьбы является бедность декорирования, особенно предметов культового назначения, что, возможно, обусловлено спецификой религиозной традиции подношения даров - уникальность, вариативность и адресность изделия являлись залогом благосклонности божества. Для орнаментации у хантов использовались точки, кружки, линии из сомкнутых треугольников в простом геометрическом орнаменте, у ненцев - орнамент в виде зигзагов, косой сетки, поясков, заполненных фигурами, напоминающими силуэт плывущей утки (штамп «уточка»), узоров, сочетающих ломаные линии и круглые ямки, прямоугольники, круги, стреловидные предметы, изображения свастики, меандровые орнаменты, фигуры животных. Также на костяные изделия наносились сюжетные изображения, которые отличает отсутствие ритма, некоторая небрежность исполнения: фигуры животных, чаще северного оленя и голов птиц и медведя, парные изображения животных, соприкасающихся шеями, крайне редко - затылками, еще реже - головами, иногда голова животного как бы «подвешена», отделена от туловища. Часто встречаются композиции - «клюющая птица» и «грызущий пушной зверь»; сюжеты «терзания» отличаются от скифских тем, что жертва только «называется» изображением головы хищника, само место приложения усилий с его стороны не показано (поселение Тиутей-Сале I, Городище Ярте-VI, городища Зеленая горка и Питляр, жертвенное место Усть-Полуй).

Доместикация и последовавшие за ней «транспортная эволюция» и переход северных народов к кочевому оленеводству, развитие торгово-меновых отношений с населением прилегающих территорий, обеспечивших постоянный приток сплавов на основе железа и меди, привели к упадку костерезного промысла в V в. н.э., который не получил достаточного развития на протяжении последующих 1500 лет. Однако иконография, заимствованные отдельные сюжеты и художественные традиционные приемы резьбы по кости сохранялись в скульптуре, рельефах, графике из дерева и бронзы вплоть до XII-XIII вв. Возрождение культурной традиции ямальской резьбы по кости началось с середины 70-х гг. ХХ в. За последние 40 лет произошло не только возрождение культурной традиции, но и становление новой школы костерезного мастерства, в которой выделись следующие художественные направления:
- скульптурная резьба по сюжетам традиционных занятий коренных жителей: оленеводство, рыбалка, охота с высокой степенью фактологической, исторической, социальной достоверности изображаемых сцен (в отличие от работ тобольских костерезов);
- скульптура на анималистические сюжеты (стилистически близкая Чукотской школе резьбы), в которой не прослеживается ни абсолютная стилизация, ни натурализм. Работы отличает особенная пластическая выразительность, связанная с генетическим знанием повадок животных, понимание образа северного зверя - сильного, смелого, в чем-то брутального, харизматичного;
- резьба по сюжетам мифологии и эпоса народов ЯНАО на основе умелого сочетания творческого замысла с исторической традицией, оригинальным прочтением мифологии (новации связаны с экспериментами образов-типажей разных по характеру, настроению, выполненных на стыке классики и наивного искусства, с близостью к гротеску, сарказму, иронии);
- «ямальские нэцкэ» (миниатюрные обобщенные фигурки, слегка утрированные в пропорциях, с крупными головами, которые подчёркивают необходимый психологизм персонажей. Условность персонажей сочетается с «этнографической» точностью, идущей «изнутри» образа, пластической вариативностью, динамичностью, сплавленностью линейных и объемных ритмов) [3].

Отличительными чертами современной Ямальской школы являются работа с костью, не подвергающейся специальной обработке; объемная скульптура средних размеров; одно/многофигурная художественная миниатюра на подставке, «прочитываемой» как образ бесконечного хрупкого, неуловимого пространства субарктики. Отсутствие ритма, ориентированность скульптурных фигур «во вне», значительная часть свободного пространства в композиции создают характерную для работ ямальских костерезов динамичность. Ведущей тенденцией становится свобода и широта обращения к традициям, преодоление жестких различий традиционного и современного искусства, дополнительная декоративность, не типичная для традиционных изделий, линейно-пластическое начало на грани перевода в орнаментный рисунок. Работы представителей школы выделяются легко читаемой характерностью персонажей, многообразием эмоциональных интонаций, жизнеутверждающей энергетикой.

Литература
1. Алексашенко, Н. А. Лук и стрелы Усть-Полуя / Н. А. Алексашенко // Предметы вооружения и искусства из кости в древних культурах Северной Евразии (технологический и функциональный аспекты) : Замятнинский сборник. - Санкт-Петербург, 2011. - Вып. 2. - С. 207-218.
2. Бауло, А. В. Культовая атрибутика коренного населения р. Полуй / А. В. Бауло // Зеленый Яр: археологический комплекс эпохи средневековья в Северном Приобье: сб науч. ст. - Екатеринбург; Салехард: Изд-во УрО РАН, 2005. - С. 347-361.
3. Субботина, В. А. Искусство земли Северного оленя: прошлое и настоящее ямальского косторезного искусства / В. А. Субботина, М. Н. Литвиненко, Н. В. Федорова, З. В. Худи, А. А. Аболтина. - Салехард: Красный Север, 2004. - 28 с.
4. Федорова, Н. В. Антропоморфные образы Усть-Полуя: технология, иконография, композиции сцен / Н. В. Федорова // Уральский исторический вестник. - 2014. - № 2. - С. 62-71.

Савицкий И. Я.

Ямальская резьба по кости. Часть 2

Опубликовано 04.07.2019 15:19 | Просмотров: 682 | Блог » RSS