04.07.2019 15:20

Ямальская резьба по кости. Часть 1

Ямальская резьба по кости. Часть 1

Одним из наиболее самобытных (с более чем 2000-летней историей) и в значительной степени утраченных элементов народной художественной культуры коренных жителей Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) является резьба по кости, первые значимые открытия которой связаны с экспедициями В. С. Адрианова в 1935-1936 гг. и Н. В. Федоровой в 1993-1995 гг. В наше время феномен ямальского костерезного искусства является объектом пристального изучения, однако, материал весьма разрознен, фрагментарен, что обусловлено непродолжительностью изыскательских мероприятий.

По данным Н. А. Алексашенко, А. В. Гусева, Н. В. Федоровой, древние резчики Ямала владели разнообразными приемами обработки кости: ударное раскалывание, щепление, обивка, строгание, резание, шлифование, скобление, размягчение материала путем вымачивания в воде или распаривания. Основные работы выполнялись с помощью железных ножей с коротким лезвием, орнамент-гравировка наносился процарапыванием. Дополнительно изделия из рога и кости подрабатывались на каменном абразиве на основе кремнезема, особенно миниатюрные модели реальных предметов, которые служили детскими игрушками (копии боевых топоров комплекса городища Ярте-6 Х1-Х11 вв. н.э.) [1, с. 210]. Отверстия на костяных изделиях первоначально проделывали концом ножа (вследствие чего они имели неправильную круглую или овальную форму), позднее - на деревянных токарных станках для резьбы по кости, не имеющих аналогов в других местах бытования костерезного промысла (реконструкция С. Севли и А. Сотруев, 2015).

Находки археологов свидетельствуют, что существовала «специализация» использования материала. Так, из бивня и плоских костей моржа изготавливалось преимущественно охотничье снаряжение; из оленьего рога - бытовые изделия, упряжи и защитная амуниция воинов; из кости оленя - фигурки животных для народной игры топис и игрушки «альчик»; грудина и киль крупных водоплавающих птиц, олений рог, бивень мамонта использовались для изготовления ложек.

Костерезный промысел на территории современного ЯНАО не носил массового характера. Выполненные из кости изделия бережно хранили, передавали от отца к сыну на протяжении не¬скольких поколений. Исключение составляли ненецкие ножи, которые ценились коми и русскими, торговавшими с ненцами, и поэтому изготавливались не только для собственных нужд, но и для продажи/натурального обмена. Декоративные элементы и форма ножей имели наряду с художественным значением сугубо практическое значение: у торца ручка расширялась, к середине заметно сужалась, всю поверхность рукояти иссекали мелкими полосками; также черенок делали наборным из костяных колец с кожаными прокладками, благодаря чему нож не выскальзывал из руки.

Традиционная художественная обработка кости и рога древними оленеводами и охотниками Ямала представлена круглой и плоской скульптурой, рельефной резьбой, которые развивались относительно изолированно. Сохранившиеся скульптурные изображения имеют петли, несут следы потертостей, что в совокупности с отсутствием сцены и композиции позволяет лишь предположить включение изделий в неизвестный культовый контекст.

Антропоморфная скульптура характеризуется типичными чертами иконографии Ямала (жертвенное место Усть-Полуй III-IV вв. н.э.), Нижнего и Сургутского Приобья: статичные изображения анфас к зрителю; непропорционально большая, заостренная вверху голова, прическа с косами от уровня ушей до живота; головной убор в виде головы/полуфигуры птицы или зверя; плоское лицо с Т-образной линией бровей и носа, крупными миндалевидными, обведенными двойным контуром глазами без зрачков, очерченным носогубным треугольником, щелевидным ртом; трехпалые руки и ноги с выделенными пальцами; руки, сложенные на уровне живота, в руках - изображение пушных (?) зверьков; на талии наборный пояс с крупными пластинами прямоугольной формы [4, с. 68]. По данным А. В. Бауло, «личины костяных антропоморфных структур и сегодня воспринимаются коренными народами как элементы "своей" культуры и используются в качестве "лиц" духов-покровителей» [2, с. 347]. Плоскостные антропоморфные изображения встречаются преимущественно в сюжете «пляшущие воины с двумя саблями в трехконечных головных уборах» (который становится типичным в эпоху средневековья) и отличаются значительной схематичностью, детально проработаны только руки, на которых вместо пальцев изображены зооморфные головки. Все композиции выстроены по горизонтали, вертикальные и круговые ком¬позиции отсутствуют (Т. Н. Троицкая).

Зооморфные сюжеты являются типичными для плоскостной и объемной резьбы; к изображаемым объектам относятся хищные и водоплавающие птицы, млекопитающие, реже - рыбы (семейство осетровых). Отличительной особенностью скульптурных изображений животных является значительная реалистичность и использование приемов изображения только головы и шеи, головы с открытой пастью. Для техники круглой скульптуры характерны однофигурные изображения, реже - симметричные фигурки одного вида животного. Многофигурные композиции единичны с типичным сюжетом - птица, сидящая на голове зверя.

Савицкий И. Я.
Продолжение следует

Ямальская резьба по кости. Часть 1

Опубликовано 04.07.2019 15:20 | Просмотров: 1446 | Блог » RSS