10.02.2023 12:34

История развития чертежа в древнем мире. Часть 2

История развития чертежа в древнем мире. Часть 2

Процарапанные линии, изображающие элементы храма, показаны на фотографиях участков стен. Кривая на левом снимке и два полукруга под ней слева изображают узел сопряжения ствола колонны с валиком базы. Правый полукруг соответствует действительному положению валика. На участке стены, находящемся выше и правее предыдущего (правый снимок), виден ряд параллельных горизонтальных линий. Это масштабные линии: расстояние между двумя соседними линиями соответствует 1 греческому футу по длине колонны. На фотографии хорошо заметны следы резца, которым обрабатывали поверхность стен, а в нижней части видна горизонтальная линия — шов между каменными блоками. В средние века недостроенный храм был разрушен сильным землетрясением. На сфотографированном участке стены землетрясение вызвало подвижку каменных блоков, что видно по смещению пары вертикальных линий [4]. Рисунок - Процарапанные линии, изображающие элементы храма, показаны на фотографиях участков стен.

Так же следует упомянуть древнеегипетские изображения. Существует схожесть между изображениями древнеегипетских художников и современными способами изображения предмета на чертеже. Например, при изображении детали на чертеже строится три ее проекции – вид спереди, сверху и слева. А каноническое изображение людей в древнеегипетской живописи - это голова и ноги в профиль, а тело в анфас.

Кроме этого, в Древнем Египте уже делались небольшие наброски будущих строений. Например, возле развалин выпуклого строения была найдена схема (около 2500 года до нашей эры) с отмеченными на ней координатами. По этим координатам можно восстановить вид этого сооружения. Так же существует еще один чертеж – план молельни, изображенный на папирусе (около 1500 года до нашей эры). Этот план выполнен на папирусе, расчерченном на квадраты, как привычные нам тетрадные листы в клетку [3].

Римская империя охватывала крупные территории, населенные народом с разным уровнем социально-экономического и культурного развития, но все же государство создавало все необходимые условия для жителей Рима.

В Древнем Риме была развита система акведуков. Акведуки – водопроводы или каналы для подачи воды. Вода была пригодна для питья, приготовления пищи и для соблюдения личной гигиены. В республиканскую эпоху в Риме было построено четыре акведука: в 312 г. до н.э. — Аква Аппиа, в 272 г. до н.э. – Анио Ветус, в 144 г. до н.э. – Аква Марциа, в 125 г. до н.э. – Аква Тепула. Среди них только акведук Марция имел аркады, остатки которых сохраняются до нашего времени [5].

Для того чтобы аркада акведука, состоящая из протянувшихся на километры одинаковых элементов, имела не только инженерную, но и художественную ценность, требовалось особое внимание к отработке пропорций. Изучение пропорций аркады Марциева водопровода показывает, что соразмерность всего сооружения достигалась как введением модуля, так и применением «золотого сечения». За модуль принята ширина канала 0,76 м, т.е. 2,5 римских фута. Все остальные размеры кратны ей (как плановые, так и фасадные). Этот же размер взят как исходный и для «золотого сечения». Правилу «золотого сечения» строители следовали как в решении деталей, так и в решении основного элемента аркады – секции, где этим правилом определялось отношение диаметра арки к ширине столба, равное 1:0,618, придающее всей секции гармоничность [5].

Перед постройкой вычислялись следующие данные: конечная точка, где происходила подача воды, дальше рисовалась карта местности с учетом рельефа, выбирался самый подходящий путь водопровода, а дальше была подготовка к приложению акведука (вырубка леса, выкапывание траншей).

У римлян существовала сложная система креплений и естественно она требовала подсчетов и набросков, которые несомненно делались, но не сохранились до наших дней.

В заключение можно сказать, что чертеж «прошел» довольно долгий путь: от простых пометок на земле до четких, установленных мировым стандартом полноценных чертежей.

Список литературы

1. Долгов К. М. Эстетика природы / под ред. К. М. Долгова. – Москва : ИФРАН, 1994. – 230 с.
2. Древний Псков. История. Искусство. Археология: Новые исследования: [Сб. статей] / Сост. С. В. Ямщиков. – Москва : Изобразительное искусство, 1988. – 320 с.
3. Сомерс К. Строительство и архитектура в древнем Египте / К. Сомерс, Р. Энгельбах ; перевод Е. Ламановой. – Москва : Цетрополиграф, 2009. – 320 с.
4. Хасельбергер Л. Строительные чертежи храма Аполлона в Дидимах // В мире науки. - 1986. – No 2.
5. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция и Рим) / под ред. В. Ф. Маркузона (отв. ред. по Греции), Б. П. Михайлова (отв. ред. по Риму) и др.; гл. ред. коллегия: Н. В. Баранов (гл. ред.) и др. – М., 1973. – 712 с.
6. Membrana Люди. Идеи. Технологии [Электронный ресурс] / Электрон. Дан. – [Москва], cop. 2001 – 2012. – URL: http://www.membrana.ru. – (22.05.2018)

А. В. Кустова

История развития чертежа в древнем мире. Часть 2

Опубликовано 10.02.2023 12:34 | Просмотров: 336 | Блог » RSS