06.07.2019 15:10

Исполнительская техника и бессюжетная хореография. Часть 2

Исполнительская техника и бессюжетная хореография. Часть 2

Танец - канал и носитель уникального пластического языка, на котором мир искусства, душа и мышление хореографа говорят со зрителем. Подобно литературному тексту, в котором главенствует сюжет (и в первую очередь многих читателей привлекает и увлекает сюжет произведения), и в хореографическом тексте есть сюжет. Чем ближе и понятнее сюжет зрителям, тем больший интерес вызывает постановка. Зритель хочет следить за развитием событий, быть соучастником действий главных героев. Интересны сюжеты таких балетов, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот» и др. Возможно, интригующий или, наоборот, сюжет о вечных ценностях позволяют балетам быть в репертуаре театров долгие годы. Но сегодня мы задаемся вопросами: «Всегда ли танец несет в себе определенную историю?», «Может ли в танце отсутствовать сюжет?», «Способен ли мир танца в своем чистом воплощении вызвать восторг или взволновать зрителя?».

Возможно... В литературе, например, может отсутствовать явственная сюжетная линия (произведения В. Пелевина, Х. Мураками, новеллы Э. По, рассказы Э. Хемингуэя и др.), с середины прошлого века развивается такой феномен, как театр абсурда (пьесы Ионеско и Беккета и др.) Почему бы не быть бессюжетному танцу? В нем бы раскрывался образ народа, растения, животного, времени года, эмоционального состояния. Например, образ березы - символа русской природы - в постановке Н. Надеждиной «Берёзка»; или молодое удальство русских парней и девушек - в пляске «Полянка»; жаркое, веселое, погодливое «Лето» - в постановках И. Моисеева.

Бессюжетный танец появился еще в эпоху Возрождения, сегодня вновь активно развивается. Он наполнен чертами образного и очеловеченного подражания, например, какому-либо животному, растению или даже предмету. В развитии бессюжетного балета главную роль играют симфонические картины балетов XIX в. Например, сцена теней в балете «Баядерка», нереид в «Спящей красавице». Одним из первых бессюжетных балетов нового типа является балет «Шопениана» балетмейстера М. М. Фокина. Также в этом жанре активно работали А. А. Горский, Ф. В. Лопухов, Дж. Баланчин, Л. В. Якобсон. и др. и другие современные хореографы. Диапазон бессюжетных постановок достаточно широк: от лирики «Шопенианы» до героики танцевальной симфонии «Величие мироздания» на музыку 4-й симфонии Л. ван Бетховена (балетмейстер Ф. В. Лопухов).

Открыл новый жанр хореографического представления - бессюжетный балет Фёдор Васильевич Лопухов. Он создан танцевальную симфонию «Величие мироздания». Главной задачей он поставил связать движения и музыку. В постановках Ф. Лопухов «Величие мироздания», «Ледяная дева», спектаклях его учеников: Л. Якобсона «Вечер хореографических миниатюр», «Клоп», «Спартак», И. Бельского «Берег надежды», «Ленинградская симфония», «Овод», - танец стал основным выразительным средством хореографа.

Отсутствие сюжетной линии не означает бессодержательность, отказ от представления окружающего мира. Например, в балете Алексея Ратманского «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова эстетическая и свободная красота танца берет первенство над его вычерченной сюжетной линией. Этот балет несет в себе черты русского характера, но поставлен в соответствии с западным представлением о современном бессюжетном балете. Представление наполнено эмоциональным содержанием при отсутствии литературного сюжета. Исполнение балета требует виртуозной техники и легкости танца от исполнителей. Такие же по сути «Русские сезоны» А. О. Ратманского, «Этюды» Х. Ландера, «Клетка» Д. Робинсона. Эти спектакли научили зрителя ассоциировать, смотря на действо на сцене, додумывать сюжетную линию или же вообще не связывать действия воедино, но наслаждаться собственно происходящим на сцене.

Творческий рост зрителя, его искушенность дали толчок к созданию спектаклей, которые открыли дорогу хореографическому авангарду. В книге В. Ю. Никитина «Мастерство хореографа в современном танце» сказано, что танец не должен был иметь никакого «сюжета», не должен ни о чем «повествовать». Более того, танец не должен также ничего «выражать». Содержанием танца должен быть сам танец. [1, с. 107]. Например, смысл и суть работ Каннингхэма - не использовать ни драматический сюжет, ни литературные истории, а экспериментировать с разными возможностями человеческого тела и способами их выражения во времени и пространстве.

Бессюжетная хореография дает возможность танцовщику раскрыть свой потенциал, показать технические возможности и природные данные, в полной мере чувствовать музыку и двигаться вместе с ней. Её можно рассматривать как яркий пример того, как сделать так, чтобы танцем восторгались без лишних слов. В бессюжетной хореографии важна и превалирует исполнительская техника танцовщика. Зритель восхищается фантастическими возможностями и невероятными способностями исполнителя. Ради этого и работает театральный артист.
Литература
1. Никитин, В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце [Текст]: учеб. пособие. - Москва: ГИТИС, 2011. - 472 с.
2. Лебедева, А. Н. Методическая разработка на тему «Развитие техники танца как первоосновы танцевального мастерства» [Электронный ресурс] // Альманах педагога: [сайт]. - URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1024. - Проверено: 31.03.19.

Саркисян М. А.

Исполнительская техника и бессюжетная хореография. Часть 2

Опубликовано 06.07.2019 15:10 | Просмотров: 2002 | Блог » RSS