06.07.2019 15:12

Исполнительская техника и бессюжетная хореография. Часть 1

Исполнительская техника и бессюжетная хореография. Часть 1

Способность безошибочно и точно исполнить танцевальные движения характеризует технику исполнения хореографического текста. «Содержание и глубина хореографического произведения могут быть верно и полно раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца. Где нет точно отработанной техники танца, там не может быть подлинного искусства» [2],- говорит балетмейстер и педагог Н. Тарасов. У каждого жанра хореографии (классического, народного, современного танца) есть особый набор основных элементов и движений, которые и отличают одну технику от другой. Ими нужно овладевать в полном объеме, в совершенстве, только в этом случае исполнение будет воздействовать на зрителя.

Виртуозная техника танца, безусловно, производит впечатление. Она достигается благодаря долгим тренировкам. Лучше всего тренирует и учит наше тело классический танец. Изо дня в день танцовщик выполняет структуру урока классики: экзерсис у станка, «на середине», allegro, вращения и др. У станка выполняются demiplie, battmen ttendu, battemen ttendu jete, rondde jambe parterre, battement frappe и др., происходит многочасовая отработка каждого движения, даже жеста. Однако достижение техничности, безусловно, не может быть главной целью танцовщика. Он должен стремиться к духовному проникновению в образ. Исполнитель должен чувствовать своего героя, чьи переживания, или эмоциональные настроения, или внутренние душевные переживания старается передать через движения. Техника, подкрепленная именно внутренним содержанием образа, эмоциональным посылом в зал, энергетикой танцовщика способны творить чудеса: взволновать зрителя, заставить его сопереживать, любить, ненавидеть так же, как и герой на сцене. Техника в совокупности с внутренней энергетикой, харизмой оказывают воздействие. А каким именно будет это воздействие - положительным или отрицательным, зависит от исполнителя. Успех любого выступления складывается из многих составляющих, среди которых самые важные - уровень технических возможностей танцовщика, точность исполнения и красота его танца. Все это приводит к слаженности, легкости, непринужденности и выразительности в танце.

Большинство выдающихся хореографов утверждают, что только классический танец способен выработать у обучаемых исполнительскую технику, позволяет получить хорошие результаты в достижении точности, легкости и выразительности движений. «Все жанры сценической хореографии пользуются в той или иной мере исполнительской техникой классического танца, что помогает им обрести более высокий и совершенный исполнительский уровень», - считает Н. Тарасов [2]. Эстетические и технические законы классического направления помогают в исполнении новых движений в других видах танца. Так, например, постановка корпуса в классическом танце позволяет правильно и красиво исполнить вращения и прыжки в современном танце и любом другом.

А вот духовный «отец» хореографического авангарда Мерс Каннингхэм хотел объединить технику классического балета и современного направления модерн. Он говорит: «Если исполнитель поднимает ногу, то это всегда выглядит как арабеск. Моя проблема касается стиля. В классическом балете считается, что единственный способ сделать жете - это протянуть руки в одном направлении, таков их стиль. А моя техника заключается в том, чтобы использовать спину, позвоночник, торс и ноги. В танце модерн используют спину, в классическом балете - ноги, я пытаюсь объединить это» [1, с. 107]. Роберт Суинстон, отвечая на вопрос «Могут ли трудные движения стать удобными» подчеркнул, что, чтобы добиться виртуозности, гармоничности и высокой техники исполнения, танцовщик должен «повторять их, пока они не станут частью твоего тела» [там же]. Да, действительно, каждый педагог убеждает своих воспитанников в том, что для того, чтобы движения стали «органичными», нужно очень много трудиться и прикладывать огромные усилия. Только в случае многих повторений удастся «раздвинуть границы доступного». Так, например, в хореографическом классе на занятиях по народному или же классическому танцу обычно движения у станка повторяются с разных ног и не по одному разу. Так как отработка движений очень важна, она может и должна длиться несколько часов и даже больше. Ведь высокая техника танца требует не малого времени и огромных усилий.

Саркисян М. А.

Исполнительская техника и бессюжетная хореография. Часть 1

Опубликовано 06.07.2019 15:12 | Просмотров: 715 | Блог » RSS