25.04.2021 10:37

Графика связных написаний севернорусской скорописи XVII века. Часть 3

Графика связных написаний севернорусской скорописи XVII века. Часть 3

Если обратить внимание на буквы Е (есть) и Д (добро), то мы увидим разницу в начертании. Буквы, выделенные зеленым цветом, имеют утолщенный контур, цвет чернил более насыщенный, у буквы Е горизонтальные прочерки равны, за исключением нижнего, буква Д «стоит на двух ногах». Связное же написание ДЕ заметно отличается от раздельных написаний Д и Е. Оно является, скорее, типичным для скорописи, а не для полуустава. Таким образом, можно сделать вывод, что данный случай связного написания в полууставе - исключение.

В конце второй страницы характер почерка резко меняется. Анализ графики показывает, что весь текст принадлежит одному переписчику, однако назвать причину смены манеры письма затруднительно. Еще сложнее определить и обосновать тип последующего почерка, так как он имеет характеристики как полуустава, так и скорописи. Почерк этого отрывка можно обозначить как беглый полуустав. В дальнейшем он переходит в скоропись. Границу перехода можно указать достаточно точно, если принять во внимание частотность связных буквосочетаний.

На странице с переходом от полуустава к беглому полууставу встречается два связных написания на три строки. Далее это соотношение равно 4-5 написаниям на одну страницу, тогда, как на последующих скорописных страницах встречается от 16 до 29 написаний (на каждой странице рукописи 22 строки).

Учитывая разницу, можно сделать вывод, что к беглому полууставу относится три строки на л. 110, а также л. 111 и 111 об. Далее текст написан скорописью.

Всего в «Сказании» встретилось 43 группы сочетаний (282 написания на 384 строки). Наиболее частотными оказалось буквосочетание СТ (124). Соединение этих букв встречается как в абсолютном начале, так в середине слова, например, «ненавистных», «божественных», «святых». При этом нельзя не заметить, что самое частотное написание пишется с отрывом руки, что кажется не слишком удобным. К частотным относятся и сочетания че (16), ив (14). Подробнее рассматривая сочетание ив, можно увидеть, что слитно могут прописываться буквы не только в пределах одного слова. «и в самои ... горе», «и великий князь Иван...»

Последний пример может также продемонстрировать эволюцию написаний от более раннего варианта к позднему. В одном случае сочетание прописывается с отрывом пера, Е (есть) присоединяется с помощью горизонтального прочерка. В других случаях сочетание прописано без отрыва пера. Первый вариант встречается лишь дважды.

В каждом из трех текстов рукописи встретились буквосочетания, состоящие из трех и даже четырех букв, например: «еже», «и яко», «да яко».

В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Частотность использования связных написаний тесно связна с частотностью использования лексем в рукописи. Например, в «Летописце» сочетание ДЕ - в слове «день» и ДУ - в «году».
2. Прямой связи удобства положения пера с частотностью связных написаний, видимо, нет, как в случае с написанием СТ. Данное сочетание, являясь наиболее частотным для «Сказания о Максиме Греке», пишется в два приема, что замедляет процесс и противоречит основному требованию к скорописи - установка на ускорение.
3. В скорописной традиции XVII века, с одной стороны, мы наблюдаем соединение букв рядом стоящих слов. Например, «и великий», «и яко». С другой стороны, видим регулярное соединение букв между собой в пределах одного слова. Вероятно, это одни из первых попыток писцов графического членения текста на отдельные слова.

Список литературы
1. Щепкин, В. Н. Русская палеография / В. Н. Щепкин. - Москва : Наука, 1967. - 224 с.
2. Дерягин В. Я. Связные написания в северных актах XVI - начала XVII в. / В. Я. Дерягин // Источниковедение и история русского языка. Москва, 1964. С. 203 - 210.

Аннотация. В статье рассматриваются связные написания как средство графической датировки рукописи на материале севернорусского конволюта XVII века, написанного скорописью.
Ключевые слова: датировка, рукопись, скоропись, полуустав, беглый полуустав, связные написания.

С. А. Алексеева

Графика связных написаний севернорусской скорописи XVII века. Часть 3

Опубликовано 25.04.2021 10:37 | Просмотров: 515 | Блог » RSS