25.12.2019 22:07

Гигиенические аспекты работы на компьютере

Гигиенические аспекты работы на компьютере

Стремительное развитие и распространение информационных технологий приводит к тому, что постоянно увеличивается число детей и подростков, которые используют компьютер в школе, на уроках информатики и для подготовки домашних заданий, а также проводят за ним часть своего свободного времени. Общение с компьютером создает много возможностей для развития внутреннего мира, стимулирует их психические способности. Кроме того, использование компьютерной техники, по мнению педагогов и психологов, позволяет принципиально по-новому организовать педагогический процесс. Овладение компьютерными технологиями еще в детском возрасте может обеспечить как будущий индивидуальный успех, так и успешное развитие социума в целом.

С другой стороны, еще только формирующийся организм детей и подростков не способен адекватно реагировать на сильные продолжительные воздействия физико-химических факторов, что может привести к функциональным расстройствам и, возможно, развитию патологических процессов.

Следует подчеркнуть, что в настоящий момент сложились неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детского населения страны. Таким образом, социальные и педагогические преимущества новых технологий могут «перекрываться» негативными медицинскими последствиями.

В настоящей работе исследованы гигиенические аспекты работы на компьютере учащихся 9-х и 11-х классов двух городов северо-запада России - Петрозаводска и Мурманска.

Установлено, что все опрошенные обеспечены компьютерной техникой. И в г. Петрозаводске, и в г. Мурманске школьники используют как стационарные компьютеры, так и ноутбуки примерно одинаково, исключение составляют юноши 11 класса, которые используют только ноутбуки. Рабочие места для работы с компьютером, по мнению опрошенных, в 100% случаев оборудованы в соответствии с эргономическими требованиями. При выяснении наличия у обучающихся гигиенических сертификатов на компьютерную технику оказалось, что они имелись от 40 до 80% у 9-классников г. Петрозаводска и от 50 до 60% у мурманских 9-классников. Лучше обстоит дело с обеспечением гигиеническими сертификатами у 11-классников: 90-100%. Наличие гигиенических сертификатов у девочек встречалось чаще, чем у мальчиков в обоих городах.

Уровень гигиенических знаний работы на компьютере школьников г. Мурманска оказался сравнительно более высоким, чем петрозаводских школьников. Подтверждением этого может служить, в частности, тот факт, что школьники г. Мурманска гораздо чаще пользуются защитными экранами для видеомониторов. На вопрос о владении и использовании гигиенических правил работы на компьютере в условиях школы положительно ответили все опрошенные. В рейтинге целей использования компьютера в домашних условиях выявлены существенные различия: 9-классники г. Петрозаводска используют компьютер дома в первую очередь для учебных целей, а 9-классники г. Мурманска - для скачивания и прослушивания музыки. При этом примерно одинаково (5 или 6 место) 9-классники используют компьютер для игр.

Существенно отличаются цели использования компьютеров у 11-классников как в г. Петрозаводске, так и в г. Мурманске. Так, в г. Петрозаводске для учебной деятельности компьютер занимает 3 место, а в г. Мурманске - 7 место. Такая форма использования компьютера, как познавательная деятельность, в 9-х и 11-х классах г. Петрозаводска и в 9 классе г. Мурманска занимают последнее 7 место.

С учетом неблагоприятных факторов, которые могут оказывать влияние на здоровье подростков при работе на компьютере, важным является регламентирование работы учеников на компьютере. Время работы на компьютере, рекомендованное гигиеническими нормами, соблюдают примерно только половина опрошенных. Это же касается и времени непрерывной работы на компьютере. При выяснении связи неблагоприятного воздействия работы на компьютере на здоровье школьников оказалось, что значительное число уча¬щихся 9-х и 11-х классов как в г. Петрозаводске, так и в г. Мурманске довольно часто склонны связывать свое плохое самочувствие с работой на компьютерах: среди 9-классников г. Петрозаводска оказалось 75%, а среди 11-классников - 66,6% опрошенных. В г. Мурманске ситуация оказалась еще более серьезнее, там неблагоприятные симптомы возможного влияния компьютеров у 9-классников отмечались в 100%, а среди 11-классников - в 70% случаев. Как известно, наиболее неблагоприятными факторами при работе на компьютере работающие отмечают снижение внимания восприятия, утомление, головные боли, снижение памяти и нарушения со стороны органов зрения. По нашим данным, чаще всего назывался такой неблагоприятный фактор как напряжение зрения и в г. Петрозаводске, и г. Мурманске.

Показателями гигиенической грамотности при работе на компьютере являются знания этих вредных фак¬торов. Можно отметить, что опрошенные правильно перечислили все возможные вредные факторы, однако при определении рейтинга их важности более грамотно себя показали учащиеся 9 классов обоих городов и 11-классники г. Мурманска. Особенно важно то, что все учащиеся единодушно на второе место поставили фактор гиподинамии. Кроме того, при выяснении возможных заболеваний, которые могут возникнуть при несоблюдении гигиенических правил, были правильно названы конкретные заболевания.

В целом у школьников г. Мурманска немаловажным аспектом является владение комплексами упражнений для снятия утомления при работе на компьютере, среди мурманских и петрозаводских школьников 9-классники этими комплексами владеют в 40-50% случаев.

С. О. Денис, Г. Ю. Губанцева

Гигиенические аспекты работы на компьютере

Опубликовано 25.12.2019 22:07 | Просмотров: 742 | Блог » RSS