10.10.2020 16:39

Формы общения журнала «Костёр» с юным читателем (1956—1973 гг.)

Формы общения журнала «Костёр» с юным читателем (1956—1973 гг.)

Журнал «Костёр», как и положено изданию для пионеров, включал в себя несколько основных отделов: литературно — художественный, публицистический, научно — популярный и школьно — пионерский. Переписка в «Костре», как и в других журналах, велась всегда, но особое развитие она получила в послевоенный период, с 1956 года, который, по словам Н. В. Теребинской, проработавшей в «Костре» более 40 лет, принято считать началом «Золотого века "Костра"» [4; 111—112]. На смену строгому, сдержанному тону, лаконичности пришли рубрики, в которых главное слово предоставлено детям. Среди них можно выделить: «Клуб юных корреспондентов» (1962—1967), «По сигналу пионерской тревоги», «300 000 мнений» (1965—1967), «Барабан» (1974—1998), «У костра» (1998— 2016), особой формой общения с читателем явились «Большие путешествия "Костра"» (1962—1972).

Под формами общения понимается диалог, игра, читательские письма, заметки, специальные рубрики для взаимодействия с детьми. Трудно представить детский журнал без интерактивного подхода. Исследователь А. М. Шестерина говорит о том, что «интерактивность — такое качество коммуникативного процесса, которое обеспечивает устойчивую обратную связь и постоянное взаимодействие между коммуникаторами в противовес однонаправленному, линейному общению, и позволяет переключиться на ситуацию не только диалога, но и речевого взаимодействия» [5; 4]. Общение редакции с читателем в «Костре» в полной мере можно назвать интерактивным. Рубрики, посвящённые читательским письмам, — яркий тому пример.

Пионерская тематика в период 60-х—80-х годов выходит в «Костре» на первый план. «Что такое коммунизм?», «Как стать образцовым пионерским отрядом?» — на эти и другие вопросы ребята пытались найти ответы, присылая письма в редакцию журнала. А она в свою очередь всегда просила читателей активно участвовать в переписке и обсуждениях. Следующим приветствием открывается рубрика «Клуб юных корреспондентов» (КЮК): «Если тебя что-то волнует, если ты хочешь поспорить и не находишь ответа на вопрос — пиши нам. Клуб открыт для всех, кроме равнодушных» [3; 4] . На страницах КЮКа всегда ведётся оживлённая беседа, писем печатается много, и обычно обсуждение проблемы растягивается на несколько номеров.

Одним из основных принципов диалога в журнале является игра. В «Костре» интересным игровым приёмом становится появление любознательного сверстника и в то же время наставника читателей, вымышленного персонажа КОСти ТЁРкина. Он включает читателя в игру, задаёт ему вопросы, просвещает, воспитывает. Прелесть такой игры заключается в свободном общении редакции с читателем, лёгком усвоении им материала, отсутствии назидательности. С помощью вымышленных персонажей редакция приближала детей к кругу взрослых, актуальных тем, акцентируя внимание на самом важном.

С КОСтей ТЁРкиным читатели встречаются и в «Больших путешествиях "Костра"» — уникальной форме, заложившей прочную основу для развития диалога редакции с юным читателем. «Большие путешествия» представляют собой не прямую переписку, как это было в рубриках «Клуб юных корреспондентов», «300 000 мнений» и др., а игровой диалог. Главная цель путешествий — патриотическое воспитание читателя, знакомство с географией страны, с людьми, которые отличаются трудолюбием и могут стать достойным примером для ребят. «Большие путешествия "Костра"» выходили один раз в год и занимали от 16 до 30 журнальных страниц. Важно то, что все маршруты исследовались журналистами вживую, а интересные факты всегда подкреплялись архивными источниками, стихотворениями, карикатурами и яркими фотографиями. Запоминающейся игровой находкой стали клички путешественников. Самого главного зовут Командор, также в команде есть Бородач и Чемпион.

Развлекать поучая — это одна из главных задач как журнала, так и «Больших путешествий» в частности. Журналисты справляются с ней блестяще. Они эмоционально, доступно и увлекательно рассказывают ребёнку о способах добычи нефти, о работе завода по лесопереработке и даже о том, как делают консервы на рыбном комбинате.

Продолжая разговор о формах общения, необходимо сфокусировать внимание на одной из главных, на наш взгляд, рубрик для общения читателей с редакцией и со сверстниками, под названием «Барабан». Появился журнал юнкоров, как его называла редакция, в 1974 году. В «Барабане» на четырех журнальных страницах публиковались письма, заметки, отзывы, рисунки, комиксы детей из разных уголков страны. Название данной рубрики отсылает нас к журналу юных пионеров «Барабан». М. И. Алексеева пишет о том, что «журнал был задуман по инициативе самих ребят и первоначально выходил как орган районной пионерской организации. "Барабан" ставил своей задачей организовать ребят» [1]. Схожие цели преследовала и рубрика «Барабан» в журнале «Костёр». Если поначалу в центре была пионерская тематика (юнкоры делились новостями о том, что происходит в их пионерской организации, как ведут себя ребята в отряде), то в номерах за 1980–90-е годы в «Барабан» приходят письма, в которых поднимается тема первой любви, одиночества, родительского непонимания, свободы.

На примере детских писем заметно то, что не всегда модель «взрослый – ребёнок» была бесконфликтной. Как раз-таки в этот период (80-е-90-е) их тематика становится более «острой». Вот одна из таких заметок: «Мне уже 14 лет, и я не жалею, что не ношу пионерский галстук. Тому, что я пионер, я радовался только тогда, когда меня приняли. А чему радоваться? Что делают пионеры? А ничего! Поют песни про пай-пионеров, про дружбу и про мир, а больше ничего не умеют. Уже давно я читал книгу о бойскаутах — мальчишках, которые одни жили в лагере, готовили еду, учились плавать и даже сами выходили на своем катере в море. Но разве сейчас не нужны сильные и умелые люди? Организация должна учить ребят конкретным навыкам, а не пустым разговорам» [2; 17]. Интересно и одновременно удивительно то, что редакция публикует подобные мысли в момент, когда пионерская организация ещё существовала и была верна своим идеалам. Это могло вызвать споры и непонимание со стороны сверстников.

К сожалению, кризис 90-х годов сказался и на «Костре». Рубрика «Барабан» сократилась до двух страниц. Несмотря на непростые условия, она остаётся в издании. 23 года «Барабан» бил тревогу, развлекал, слышал и слушал своих юнкоров. А в 1998 году он вышел под новым названием «У костра». Эта рубрика существует в журнале до сих пор.

В названии статьи указан временной отрезок (1956—1973). Как уже было сказано в начале, это время принято называть «Золотым веком "Костра"». В этот период происходило зарождение диалога с читателем, в журнале появлялись новые рубрики, в нём печатались лучшие авторы, активно развивался беллетристический отдел. Связывают конец «Золотого века» с приходом в «Костёр» нового редактора — Святослава Сахарнова. Однако невозможно было оставить без внимания «Барабан», который хотя и не вошёл в «Золотое десятилетие», но сделал многое для того, чтобы диалог с читателем в журнале продолжал развиваться.

Занимаясь исследованием журнала «Костёр», мы убедились в том, что работа редакции со своим читателем в этом издании является образцовой. Грамотная редакционная политика журнала заключается во внимательном отношении к ребёнку, учёте его психологических, возрастных особенностей и интересов. Пионерский «Костёр» на протяжении многих лет был верным другом и наставником ребят и даже сегодня, несмотря на то, что меняются ориентиры, интерес детей к печатным изданиям падает, современный «Костёр» продолжает занимать достойное место в детской журналистике теперь уже XXI века.

Список литературы
1. Алексеева М. И. Российские журналы для детей (1920-е годы) : метод. указания к спец. семинару для студентов ред.-изд. отд. [Электронный ресурс] // Лаборатория детской литературы, журналистики и чтения, 2010—2012. URL: http://www.detlitlab.ru/?cat=11&text=31, (Дата обращения: 19.04.16).
2. Барабан // Костёр. 1990. № 3.
3. Клуб юных корреспондентов // Костёр. 1962. №2.
4. Колесова Л. Н. Письма Н. В. Теребинской: из истории русской детской литературы XX в. // Мудрости бо ти имя подадеся.: сборник статей к юбилею профессора Софьи Михайловны Лойтер. Петрозаводск, 2011.
5. Шестерина А. М. Интерактивная журналистика: учеб. пособие. Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2007.

Аннотация. Автор статьи исследует формы общения редакции «Костра» с юным читателем на примере рубрик по переписке. В тексте анализируются детские письма, проблемы, которые в них поднимали дети, исследуются методы работы редакции с читателем.
Ключевые слова: детский журнал, диалог, формы общения, юный читатель, рубрики по переписке, журнал «Костёр».

П. С. Храмцова

Формы общения журнала «Костёр» с юным читателем (1956—1973 гг.)

Опубликовано 10.10.2020 16:39 | Просмотров: 815 | Блог » RSS