07.01.2021 11:02

Формирование положительной мотивации к изучению английского языка на среднем этапе. Часть 1

Формирование положительной мотивации к изучению английского языка на среднем этапе. Часть 1

Жизнь человека - это постоянное движение вперед. Другими словами, это процесс постоянного преодоления трудностей, достижения новых результатов, саморазвития и личностного роста. В этом процессе если не главную, то одну из главных ролей играет вопрос смысла того или иного действия, поступка, который совершает человек. Мы часто задаем себе вопросы: Для чего мы это делаем? Что нас побудило поступить так, а не иначе? Что нас мотивирует? И мы совершенно правы, ведь у любого действия или бездействия (такое тоже возможно) всегда есть свой мотив.

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с младшего дошкольного возраста и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Образованность человека является, на мой взгляд, обязательным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации является одной из основных в педагогике и методике преподавания.

Проблема формирования положительной мотивации к изучению английского языка особенно актуальна относительно российских школьников, Так как у нас в стране не развита тенденция к изучению языков, в отличие от Европы, где принято знать, как минимум, один иностранный язык. Школьники не видят четких целей относительно изучения иностранного языка, следовательно, они не понимают, для чего они должны это делать, где смогут применить свои знания, почему это так необходимо. Ведь мотивация, любая, предполагает достижение какого-либо результата, а если перед обучающимися не ставятся конкретные цели, то одостижение какого результата может идти речь?

Само определение мотивации предполагает постановку какой-либо цели. Давайте посмотрим, как определяют мотив и мотивацию в словарях:
• Толковый словарь русского языка определяет мотивацию, как наличие причинно-следственной связи между чем-либо (поступками, действиями, явлениями). [4]
• Толковый словарь Ожегова определяет мотив, как побудительную причину, повод к какому- нибудь действию [5, с. 429].
• Существует много видов мотивации, например, внутренняя и внешняя, устойчивая и не устойчивая и т.д. Остановимся на положительной и отрицательной мотивации. Что же это такое? Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной. Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Как мы знаем, мотивы присутствуют в любомвиде деятельности. Под мотивом учебной деятельности Е.П. Ильин понимает все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувстводолга, интересы и т.п. [2, с. 253].

Очень интересна проблема формирования положительной мотивации к изучению английского языка именно на среднем этапе обучения. Данный возрастной промежуток представляет особый интерес, так как младшие школьники испытывают вовлеченыв изучение иностранного языка, потому что это что-то новое, обучение проходит в игровой форме, все ярко и интересно, их мотивирует желание поиграть и узнать что такое английский язык. Старшеклассников мотивирует выбор бедующей профессии, самоопределение, они расставляют приоритеты в связи с выбранными экзаменами (ЕГЭ, ОГЭ и т.д.). Отсюда вытекает вопрос, а что же мотивирует подростков на среднем этапе обучения?

Прежде чем рассматривать формирование положительной мотивации, давайте посмотрим на особенности данной возрастной категории. В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно¬организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости». В этом возрасте учащиеся начинают узнавать себя, что им нравится, а что нет.

А. Д. Ветрова
Продолжение следует

Формирование положительной мотивации к изучению английского языка на среднем этапе. Часть 1

Опубликовано 07.01.2021 11:02 | Просмотров: 371 | Блог » RSS