22.12.2018 20:09

Философия поощрения и наказания. Введение

Философия поощрения и наказания. Введение

Вопрос о поощрениях и наказаниях является одним из сложнейших в воспитании людей. Актуальность и сложность этого вопроса заключается не только в том, за что можно наказывать, а за что нужно поощрять, но и в том, как их надо применять. Ведь известно, что в практике воспитания бывает много и несправедливых наказаний, равно как и незаслуженных наград (поощрений), которые кардинально разрушают всю систему воспитания того или иного человека.

В общем в отношении применения наказаний и поощрений во всех вопросах воспитания существует полный разнобой. У родителей, например (а многие из них педагогически малограмотны), нередко сами эти рычаги воздействия используются спонтанно и неразумно, без учета не только обстоятельств совершения поступка, но и особенностей развития самого ребенка. Взрослые чаще всего не принимают детей такими, какие они есть, не учитывают того, что должно быть свойственно их возрасту. Если ребёнок что-то не выполнил, то сразу же в ответ следует неприятность, на невыполнение – угрозы, агрессия. Детей чаще всего и бьют потому, что взрослые нетерпимы, не разобрались или не захотели разобраться в ситуации.

В этой связи воспитателю следует прежде всего очень четко представлять и распределять те или иные виды действий людей в структуре их поведения. Вопросы о средствах воспитания (наказаниях и поощрениях), их содержании и назначении в практике воспитания были основательно поставлены и глубоко осмыслены в педагогических теориях философских учений Дж. Локка, И. Канта, Г. Спенсера и др.

Начальная проблема, которая всегда стоит перед педагогической теорией и практикой поощрения и наказания, – это не содержание и назначение каждого из них, а распределение поведения людей, с которыми можно связать поощрение и наказание. Вопрос будто бы простой: за плохое поведение должно обязательно последовать наказание, за хорошее – поощрение. Однако в реальной жизни существуют не только эти 2 вида поведения.

П. А. Сорокин выделяет 3 основных вида поведения человека и вызываемые ими формы реагирования: нормальное, или обычное (обязывающее), поведение, которое соответствует нормам, принятым в данном обществе, и воспринимается как дозволенное.

Главный смысл наказания Макаренко видел в том, что оно должно «…разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». [Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Лениздат, 1981. – с 86]

Философия поощрения и наказания. Введение

Опубликовано 22.12.2018 20:09 | Просмотров: 494 | Блог » RSS