19.03.2023 21:15

Эмоциональное благополучие подростков, обучающихся в специализированной школе. Часть 2

Эмоциональное благополучие подростков, обучающихся в специализированной школе. Часть 2

Социальную поддержку воспринимают подростки обеих школ на достаточно высоком уровне, но учащиеся Средней общеобразовательной школы No3 воспринимают субъективно больше поддержки от своего окружения, чем учащиеся Специализированной школы Искусств. Для подростков школы No3 больше поддержки оказывают значимые для них люди, затем семья, и меньше поддержки они ощущают от друзей. Учащиеся Специализированной школы Искусств напротив больше всего поддержки ощущают от друзей, а поддержка семьи и других значимых людей практически равна. Таким образом, Учащиеся Специализированной школы Искусств меньше чувствуют поддержку семьи и других значимых людей, чем учащиеся Средней общеобразовательной школы No3.

При возникновении трудностей учащиеся Специализированной школы Искусств чаще прибегают к использованию копинг-стратегии «Разрешение проблем», чем учащиеся Средней общеобразовательной школы No3. Это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Учащиеся школы No3 чаще используют стратегию поиска социальной поддержки – для эффективного разрешения проблемы они обращаются за помощью и поддержкой к своему окружению: семье, друзьям, другим значимым людям. Копинг-стратегию «Избегание» редко используют подростки обеих школ, то есть они не избегают контакта с окружающей действительностью, не уходят от решения проблем в болезнь, употребление алкоголя, наркотиков или ПАВ. Таким образом, учащиеся Специализированной школы Искусств в большей степени ориентированы на поиск внутренних ресурсов и сил для выхода из проблемной ситуации, а учащиеся Средней общеобразовательной школы No3 больше ориентированы на поиск чей-либо помощи и понимания, чем на собственные ресурсы для разрешения проблемы.

Cитуативная тревожность большинства учащихся Средней общеобразовательной школы No3 выражена на среднем уровне, тогда как в Специализированной школе Искусств у равного количества учащихся она выражена в равном соотношении как на высоком, так и на среднем уровнях. Согласно авторам (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин), состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него. То есть учащиеся Специализированной школы Искусств испытывали больше тревоги при исследовании, чем учащиеся Средней общеобразовательной школы No3. Личностная тревожность выражена на высоком уровне у большинства подростков обеих школ, но в Специализированной школе Искусств процент этих учащихся выше.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности многие ситуации будут обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Вероятно, высокий процент личностной тревожности связан со сложностями подросткового возраста в большей степени, чем с особенностями школы. Но можно предположить, что учащимся Специализированной школы Искусств на данном этапе необходимо решить, хотят они продолжать обучение в этой школе, или перейдут в общеобразовательную, что и вызывает постоянную тревогу. Таким образом, в Специализированной школе Искусств процент учащихся с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности выше, чем в Средней общеобразовательной школе No3.

Как показало проведенное исследование, эмоциональное благополучие учащихся Специализированной школы Искусств и Средней общеобразовательной школы No3 с углубленным изучением иностранных языков Ассоциированной школы Юнеско различается. В Специализированной школе Искусств меньше учащихся, готовых к «разворачиванию» себя в жизненном пространстве, больше учащихся, ощущающих психологический дискомфорт. Они более тревожны, меньше чувствуют поддержку семьи и других значимых людей, в большей степени ориентированы на поиск внутренних ресурсов и сил для выхода из проблемной ситуации. Учащиеся Средней общеобразовательной школы No3 менее тревожны, больше чувствуют поддержку семьи и других значимых людей, при попадании в затруднительную ситуацию больше ориентированы на поиск чей-либо помощи и понимания, чем на собственные ресурсы для разрешения проблемы. В этой школе есть учащиеся со снижением и колебанием фона настроения, уровня активности и работоспособности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подросткам необходима психологическая поддержка в этот непростой период. Это может быть консультационная помощь психолога школы учащимся, находящимся за пределами нормы по показателям благополучия, поддержка со стороны семьи, создание условий, обеспечивающих эмоциональный комфорт, развитие активных копинг-стратегий и позитивных социальных контактов.

Список литературы

1. Бонивел, И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ. Маши Бабичевой. – М.: Время, 2009. – 192 с.
2. Колесников, В.Н., Мельник, Ю.И. Эмоциональное благополучие, удовлетворенность жизнью и социальная поддержка в подростковом возрасте / Изд-во ПетрГУ, 2015.

В. С. Горбачева

Эмоциональное благополучие подростков, обучающихся в специализированной школе. Часть 2

Опубликовано 19.03.2023 21:15 | Просмотров: 171 | Блог » RSS