28.11.2020 19:31
Доверительные отношения между учителем и учениками в начальной школе. Часть 2
Анализ по этой методике показал, что ученики 1 «В» класса чувствует себя в классе уютно, комфортно. Для них не существуют трудностей ни в общении с учителем, ни со своими сверстниками.
А как всё это время воспринимает ситуацию учитель? Обратимся к его дневнику наблюдений.
Сначала учитель замечает, что дети, воспринимают его как некую незнакомую «тётеньку», которая может решить их проблемы. Постепенно ученики присматриваются к учителю, понимают, что от них хотят, они втягиваются в учебный процесс.
Большое количество интересных моментов заносилось в этот дневник, и некоторые яркие моменты хотелось бы представить. В начале учебного года, когда ученики меня совсем не знали, они обращались ко мне по-разному, но главное не по имени и отчеству, а вот так: «Тётенька, а когда мама придёт?», «Тётя, а сколько уроков ещё осталось, боюсь пропустить мультики».
Прошло немного месяцев и дети привыкли ко мне, стали оказывать знаки внимания, дарить конфету, рисовать мой образ. Одна из девочек сказала мне: «Диана Александровна, научите нас поскорее писать все буквы, я очень хочу вам писать записки о том, как сильно я Вас люблю».
Конечно, можно много говорить о детях и как они выражают свою любовь ко мне, например, через рисунки, слова, и даже стихи: «Мой учитель первый, Вас я так люблю, и не хочу обидеть, и буду вести себя хорошо».
Ещё очень важно мнение родителей и учителей, которые мне говорят, какое отношение моих учеников ко мне: «Диана Александровна, ребята на физкультуре только о Вас и говорят, как они гордятся тем, что у них такой учитель, и больше такого учителя ни у кого нет, только у них».
Для того, чтобы подтвердить, что характер отношений складывается доверительным, недостаточно одних только наблюдений учителя, важно подтверждение другими методами, например анкетированием с целью выявления отношения учеников к учителю.
В целом, обстановка взаимоотношений учителя с учениками в классе хорошая. Никто из учеников не сталкивался с несправедливостью учителя, в классе нет учеников, к которым учительница относится хуже. Практически весь класс может поделиться своими переживаниями и радостями с учителем.
По мнению важности учителя и учеников, важно знать характер межличностных отношений учеников, это можно сделать на примере социометрии, которая направлена на выявление взаимоотношений внутри группы людей: каковы симпатии внутри группы, кто является всеобщим любимчиком, а кого обходят стороной.
В результате социометрии я пришла к выводу, что класс осознаёт себя единым целым. Характер взаимоотношений друг с другом очень хороший, доброжелательный, уважительный.
Метод смайлов мы стали проводить в конце второй четверти, эта методика помогает выявить состояние ребёнка до каникул, как он будет проводить время без учителя и сверстников, и после каникул, с каким настроением пришёл отдохнувший ученик. По этой методике можно сказать, что перед каникулами, ученики 1 класса рисовали грустные самйлы, а после каникул, довольные, радостные смайлики.
Отношения учителя и ученика - это первый глобальный контакт в жизни каждого человека, который определяет его способность найти своё место в жизни и адаптироваться к любым условиям социума. На основе полученных данных, мы можем предположить, что отношения между учителем и учениками в нашем классе сложились доверительные, основанные на взаимоуважении.
Список литературы
К. Блага - Я твой ученик, ТЫ - мой учитель. - М.,1991.
Л. И. Маленкова - Теория и методика воспитания.- М.,2002
Я. Л. Коломенский - Психология педагогического взаимодействия. - М.,2007.
Аннотация. В статье рассматривается проблема становление доверительных отношений между учителем и учениками в начальных классах (на примере первого класса).
Ключевые слова: отношения, уважительные отношения, взаимные отношения, доверительные отношения.
Д. А. Баженова
Опубликовано 28.11.2020 19:31 | Просмотров: 604 | Блог » RSS |