28.11.2020 19:32

Доверительные отношения между учителем и учениками в начальной школе. Часть 1

Доверительные отношения между учителем и учениками в начальной школе. Часть 1

Отношения с учениками, основанные на взаимном доверии и уважении, - это ли не мечта каждого педагога? Если каждый из опытных наставников имеет в запасе несколько личных секретов, как расположить к себе учеников, то для начинающих учителей этот вопрос особенно актуален.

Доверие ученика является очень ценным ресурсом для учителя, показателем сплоченности и моральной зрелости тандема «педагог-школьник». Настоящему профессионалу под силу создание не только рабочей, но и дружеской, доверительной обстановки на уроке. Такой учитель может по праву гордиться установленными отношениями со своими воспитанниками. Педагог, которому удалось завоевать расположение учеников, вправе рассчитывать на соответствующую отдачу, к примеру, на повышение интереса и мотивации к изучению своего предмета.

Вернёмся к тому вопросу, что молодой, начинающий учитель должен так расположить, так заинтересовать своих учеников, чтобы отношения их стали крепче, сплочённее.

Я заинтересовалась этим исследованием, так как стала работать учителем в 1 классе. Мне пришлось со многим столкнуться в школе, чтобы провести такое трудоёмкое исследование. Я смогла доказать себе, что отношения между мной и моими детьми, на протяжении года, стали доверительными.

Получить информацию о становлении моих отношений с учениками помогли следующие методы исследования:
- «Дневник наблюдений учителя», - в который заносились ежедневные записи, о том, что происходит в классе.
- Проективная рисуночная методика «Школа зверей». При помощи неё можно сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
- Индивидуальное интервью, которое проведено с детьми, у которых, по мнению учителя, есть некие сложности, затруднения.
- Социометрическая методика, позволяющая установить характер межличностных отношений в классе.
- Анкетирование, выявляющая отношения ученика к учителю, разработанная профессором Я.Л. Коломенским.
- На протяжении всего исследования мы использовали методику - смайлы, а также собирали мнения других учителей, работающих в нашем классе.

Давайте представим ребёнка, который пошёл в 1 класс. Как он воспринимает своего первого учителя? Из интервью с учениками, краткая характеристика своего учителя:
Дима воспринимает своего учителя так: «Умная и очень-очень добрая».
Эмиль - «Она очень добрая, не сердится, не ругает нас».
Арина - «Красивая, умная, добрая».
Даша С.- «У неё длинные волосы и она очень красивая».
Лёша - «У неё волосы, туфли и платье. Она хорошая, красивая».
Даша А. - «Она очень добрая, никогда не ругается. И ещё у нас учительница всегда очень интересные темы говорит».
Олег - «Это женщина, у неё причёска бубликом, она весёлая, добрая и .очень, ну как бы вам сказать, хорошая».

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой. Выяснить его ощущения в классе помогает методика «Школа зверей», которая дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность этого материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.

Д. А. Баженова
Продолжение следует

Доверительные отношения между учителем и учениками в начальной школе. Часть 1

Опубликовано 28.11.2020 19:32 | Просмотров: 580 | Блог » RSS